Направляем для руководства и практического использования в работе ответы на вопросы, возникающие по аттестации руководящих и педагогических работников, оплате их труда, штатным нормативам, совместительству и др.
Сборник составлен на основе устных и письменных запросов органов управления образованием, руководителей территориальных организаций профсоюза, педагогических и руководящих работников учреждений и организаций образования, вопросов, заданных участниками региональных совещаний-семинаров, слушателями курсов повышения квалификации.
Одновременно сообщаем, что при оплате труда, аттестации работников и в других случаях ответы на вопросы 1, 13, 14, 17, 21, 22, изложенные в письме Минобразования России от 19 мая 1993 г. N 91-M, а также ответы на вопросы 3, 5, 20, 21 (в части второго предложения "ответа"), 25, изложенные, в письме Минобразования России от 29 декабря 1993 г. N 239-M, не применять.
Первый заместитель министра общего
и профессионального образования
Российской Федерации В.Д.Шадриков
Заместитель председателя профсоюза
работников народного образования
и науки Российской Федерации Г.И.Меркулова
Приложение
Ответы на вопросы,
возникающие по аттестации руководящих и педагогических работников, оплате их труда, штатным нормативам, совместительству и другим вопросам
I. Аттестация работников и установление разрядов оплаты их труда
по Единой тарифной сетке (ETC)
1. Вопрос. Могут ли аттестационные комиссии каждого уровня (образовательного учреждения, районная (городская), главная аттестационная комиссия) или соответствующие органы управления образованием принимать свои положения об аттестации педагогических и руководящих работников?
Ответ. Нет, не могут. На основе Типового положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 17 июня 1993 г. N 256 (далее - Типовое положение) (п.1.1.), субъекты Российской Федерации разрабатывают положения об аттестации (территориальные положения), которые наряду с Типовым положением являются нормативной основой для проведения аттестации педагогических и руководящих работников в районе, городе, образовательном учреждении.
Территориальными положениями определяются формы и процедуры проведения аттестации и деятельности аттестационных комиссий, сроки действия квалификационных категорий, порядок и условия, дополняющие и конкретизирующие Типовое положение.
2. Вопрос. Должны ли педагогические работники предупреждаться руководителем образовательного учреждения об изменении в оплате их труда за два месяца до истечения срока действия квалификационной категории?
Ответ. Нет, не должны. В данном случае изменение оплаты труда происходит в связи с окончанием срока, на который была присвоена квалификационная категория, а не в связи с изменениями в организации производства и труда, о которых согласно ст.25 КЗоТ Российской Федерации работник должен быть предупрежден за два месяца.
3. Вопрос. Правомерна ли замена присваиваемых по результатам аттестации квалификационных категорий на квалификационные звания: "учитель-методист", "учитель-исследователь" и др.?
Ответ. Введение указанных квалификационных званий не допускается, т.к. условий оплаты труда за такие звания не предусмотрено.
Согласно Типовому положению, по результатам аттестации педагогическим и руководящим работникам присваиваются только квалификационные категории. Они же учитываются в соответствии с требованиями тарифно-квалификационных характеристик, утвержденных приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. N 463/1268 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минобразования России от 14 декабря 1995 г. N 622/1646) (далее по тексту - ТКХ), при установлении им разрядов оплаты труда по ETC.
4. Вопрос. По какому разряду следует оплачивать труд учителя, имеющего ученую степень кандидата наук, если он не имеет квалификационной категории?
Ответ. Оплата труда учителя в указанном случае должна осуществляться на один разряд выше по сравнению с тем разрядом, который ему может быть установлен в соответствии с его образованием и стажем педагогической работы на основании ТКХ по должности учителя.
Например, если этот учитель имеет высшее образование и педагогический стаж 20 и более лет оплата его труда должна производиться по 13 разряду.
5. Вопрос. Зависят ли разряды оплаты труда методистов районных (городских) учебно-методических (методических) кабинетов (центров) и методистов образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов от наличия или отсутствия у них квалификационной категории?
Ответ. Нет, не зависят, т.к. методисты указанных учреждений аттестацию на присвоение квалификационных категорий не проходят, а разряды им устанавливаются в зависимости от стажа работы в должности методиста.
В случае, когда на должность методиста в указанные учреждения принимается педагогический работник, которому по прежней педагогической работе (например, в должности учителя, методиста учреждения дополнительного образования детей и др.) была присвоена первая или высшая квалификационная категория, то ему устанавливается 13 разряд по ETC - при наличии первой квалификационной категории; 14 разряд по ETC - при наличии высшей квалификационной категории (п.6.4. приказа Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. N 463/1268).
6. Вопрос. Может ли оплата труда работников на разных педагогических должностях производиться с учетом квалификационной категории, присвоенной работнику по одной из педагогических должностей?
Ответ. Оплата труда на разных педагогических должностях может в ряде случаев осуществляться с учетом присвоенной по одной из занимаемых должностей квалификационной категории, если совпадают по этим должностям их должностные обязанности, учебные программы, профили работы.
Примеры:
преподаватель-организатор - учитель, преподаватель, ведущий занятия с
основ безопасности жизне- обучающимися по курсу "Основы безопасности
деятельности, допризывной жизнедеятельности, допризывной подготовки"
подготовки (OБЖ);
руководитель физвоспитания - учитель, преподаватель физкультуры
(физвоспитания), инструктор физкультуры;
мастер производственного - учитель труда, преподаватель по
обучения специальности, соответствующей его
основной деятельности, инструктор по
труду, педагог дополнительного
образования;
учитель-дефектолог - учитель, воспитатель специального
(коррекционного) образовательного
учреждения для обучающихся, воспитанников
с отклонениями в развитии;
учитель музыки общеоб- - преподаватель детской музыкальной школы,
разовательного учреждения музыкальный руководитель;
тренер-преподаватель ДЮСШ, - учитель, преподаватель физкультуры
СДЮШОР, ДЮКФП (физвоспитания);
преподаватель учреждения - учитель того же предмета в
начального или среднего про- общеобразовательном учреждении;
фессионального образования
старший воспитатель - воспитатель.
В других случаях вопрос о возможности учитывать при оплате труда за работу на разных педагогических должностях имеющуюся квалификационную категорию, присвоенную по одной из них, может быть рассмотрен соответствующей аттестационной комиссией на основании письменного заявления работника.
7. Вопрос. Всегда ли администрация при приеме на работу педагогического или другого работника обязана оплачивать его труд по разряду ETC, который он имел по прежнему месту работы?
Ответ. Нет, не всегда.
Администрация обязана оплачивать труд работника по разряду ETC, который он имел по прежнему месту работы в случаях, если:
- работник принимается на работу в той же должности (специальности) и при этом его образование, стаж педагогической работы или квалификационная категория соответствуют требованиям ТКХ;
- работник, имеющий квалификационную категорию по одной педагогической должности, принимается на работу по другой педагогической должности, но совпадают по этим должностям их должностные обязанности, учебные программы, профили работы (см. ответ на вопрос 6).
Администрация не обязана оплачивать труд работника по разряду ETC, который он имел по прежнему месту работы в случаях, если:
- работник принимается на другую должность, для которой в ТКХ установлены иные требования к квалификации работника;
- более высокий разряд работнику по ETC по прежнему месту работы устанавливался в порядке исключения, согласно п.2.5. приложения 1 к приказу Минобразования России и Госкомвуза России от 14 декабря 1995 г. N 622/1646 и п.7 "Общих положений" ТКХ;
- по каким-либо причинам работнику более высокий разряд по ETC устанавливался в нарушение действующего порядка;
- диапазон разрядов оплаты труда по ETC по прежней должности выше, чем диапазон разрядов предусмотренный по должности, на которую принимается работник (например, учителем в общеобразовательное учреждение принят работник с должности доцента, профессора вуза или научного сотрудника НИИ, где ему был установлен 15 или 16 разряд по ETC).
В то же время в целях привлечения для работы в общеобразовательные и другие образовательные учреждения высококвалифицированных специалистов из вузов и НИИ и их материальной заинтересованности в территориальных положениях может предусматриваться особый порядок присвоения им квалификационных категорий.
8. Вопрос. Может ли быть присвоена отдельным высококвалифицированным педагогическим работникам, например, имеющим почетное звание "Заслуженный учитель" или ученую степень кандидата или доктора наук, или награжденным значками "Отличник народного просвещения" и др., вторая, первая или высшая квалификационная категория без прохождения аттестации?
Ответ. Типовым положением не устанавливается каких-либо преимуществ для отдельных лиц, проходящих аттестацию на присвоение квалификационных категорий, в т.ч. для имеющих почетные звания, отраслевые знаки отличия или ученые степени кандидата (доктора) наук.
Преимущества в таком случае могут устанавливаться территориальными положениями, т.к. право определять формы и процедуры аттестации, согласно Типовому положению, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.
Так, отдельными территориальными положениями предусмотрено освобождение таких работников от одного из направлений аттестации или присвоение им квалификационных категорий без ее прохождения.
9. Вопрос. Вносятся ли в трудовые книжки педагогических и руководящих работников сведения об установленных разрядах, присвоенных категориях и сроках их действия?
Ответ. В трудовые книжки работников вносятся лишь сведения о присвоении им квалификационных категорий по результатам аттестации (в том числе о ее подтверждении или присвоении другой). Образцы таких записей приведены в письме Минобразования России от 29 декабря 1993 г. N 239-M "Ответы на вопросы по проведению аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации и установлению им разрядов оплаты труда по ETC" (ответ на вопрос 10) - "Вестник образования" за 1994 г., N 9.
Сведения об установленных работникам разрядах оплаты труда, в том числе и без прохождения аттестации, вносить в трудовые книжки нецелесообразно, поскольку разряд определяет лишь уровень оплаты труда по ETC.
Сведения о сроке, на который присваивается квалификационная категория, в трудовую книжку работника не вносятся. Срок указывается в аттестационном листе, выдаваемом работнику на руки.
10. Вопрос. Как аттестовывать заведующую дошкольным образовательным учреждением в период капитального ремонта?
Ответ. Аттестация заведующей дошкольным образовательным учреждением в указанном случае осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Типовым положением (с учетом п.3.9.), территориальным положением и квалификационными требованиями, утвержденными приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 14 декабря 1995 г. N 622/1646 (приложение 3).
11. Вопрос. Влияет ли на получение педагогическим работником квалификационной категории то, что специальность по диплому и преподаваемый предмет не совпадают?
Ответ. Нет, не влияет.
12. Вопрос. Проводится ли аттестация младших воспитателей?
Ответ. Младшие воспитатели относятся к учебно-вспомогательному персоналу, поэтому порядок аттестации, предусмотренный для педагогических работников, к ним не применяется.
При занятии должности младшего воспитателя и определении ему разряда оплаты труда по ETC он аттестуется на соответствие его уровня квалификации требованиям ТКХ.
13. Вопрос. Имеет ли право педагогический работник, получивший, например, вторую квалификационную категорию, до истечения срока ее действия пройти аттестацию на первую или высшую квалификационную категорию. Если да, то может ли взиматься плата за прохождение в этом случае аттестации?
Ответ. Педагогический работник, имеющий вторую квалификационную категорию, может до истечения срока ее действия обратиться в соответствующую аттестационную комиссию для прохождения аттестации на первую или высшую квалификационную категорию.
Взимание платы за прохождение аттестации в установленные сроки или до истечения срока, на который была присвоена квалификационная категория, на более высокую квалификационную категорию не допускается (см. письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 мая 1994 г. N 51-M "О положениях об аттестации педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений субъектов Российской Федерации").
14. Вопрос. Учитывается ли заместителю заведующего дошкольным образовательным учреждением квалификационная категория, полученная им по должности "старший воспитатель"?
Ответ. В случае, если на должность заместителя заведующего дошкольным образовательным учреждением переведен старший воспитатель этого учреждения, имеющий квалификационную категорию, то вопрос о возможности учета его квалификационной категории по новой должности может быть решен аттестационной комиссией, аттестующей руководящих работников.
15. Вопрос. В настоящее время существуют многочисленные образовательные учреждения, специализирующиеся на повышении квалификации работников, в рекламных проспектах которых гарантируется, что выданный ими документ позволит работнику получить квалификационную категорию или более высокий разряд оплаты труда по ETC, в т.ч. значительно выходящий за диапазон разрядов, установленный ТКХ по соответствующей должности.
Каким образом документы, предъявляемые работником по окончании такого учреждения, могут быть приняты во внимание при установлении разрядов оплаты труда по ETC или присвоении квалификационных категорий?
Ответ. Разряды оплаты труда по ETC педагогическим работникам устанавливаются только в пределах диапазона разрядов, предусмотренных по занимаемой должности, с учетом требований ТКХ к уровню образования, стажу педагогической работы (работы по специальности), квалификационной категории, присваиваемой в установленном порядке.
Типовое положение не устанавливает преимуществ для работников, прошедших повышение квалификации, при присвоении им квалификационных категорий. Какие-либо преимущества могут быть предусмотрены в территориальных положениях, например, освобождение от одного из направлений аттестации.
Документы, свидетельствующие о повышении квалификации работника, могут быть приняты во внимание в период аттестации работника при обобщении итогов его деятельности.
16. Вопрос. Какие документы должен представить педагогический работник в аттестационную комиссию для аттестации?
Ответ. Согласно п.3.2. Типового положения основанием для прохождения аттестации является личное заявление работника с указанием квалификационной категории, на которую он претендует, с обоснованием.
He правомерно включать в территориальные положения требования к аттестуемым о представлении каких-либо других документов.
Представление, характеристика на аттестуемого или другие документы при необходимости могут быть затребованы от руководителя образовательного учреждения непосредственно аттестационной комиссией, проводящей аттестацию.
17. Вопрос. В тарифно-квалификационных характеристиках по таким должностям служащих, как инженер, библиотекарь, бухгалтер и др., против каждого разряда оплаты труда специалиста в скобках указывается, например, (библиотекарь II категории), (библиотекарь I категории), (ведущий библиотекарь). Кто присваивает эти категории или наименование "ведущий"?
Ответ. Указанным специалистам категории или наименование "ведущий" не присваиваются, а являются частью наименования их должности. Основанием для установления, например, библиотечному работнику 10 разряда оплаты труда по ETC является введение в штатное расписание образовательного учреждения должности "библиотекарь I категории".
Работник, принимаемый на должность "библиотекарь I категории", аттестуется на соответствие уровня его квалификации требованиям ТКХ (Положение о порядке проведения аттестации в организациях культуры и искусства, утвержденное приказом Минкультуры России от 13 ноября 1992 г. N 344).
Должности инженер I или II категории, ведущий инженер; бухгалтер I или II категории, ведущий бухгалтер; электроник I или II категории, ведущий электроник и др., на которые работники принимаются в образовательные учреждения, относятся к общеотраслевым должностям служащих. Указанные работники аттестуются на соответствие уровня их квалификации требованиям ТКХ, утвержденных постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. N 32, в соответствии с Положением об аттестации, утвержденным постановлением Минтруда России от 23 октября 1992 г. N 27.
II. Определение образования и стажа педагогической работы
отдельным категориям работников при установлении разрядов
оплаты их труда по ETC
18. Вопрос. Педагогические работники, окончившие три полных курса высшего учебного заведения, до издания приказа Минобразования России и Госкомвуза России от 14 декабря 1995 г. N 622/1646 при установлении разрядов оплаты труда по ETC приравнивались к лицам, имеющим образование в объеме учительского института или среднее профессиональное образование.
Отменяется ли этот порядок в связи с тем, что п.1.1.1. приложения 1 к указанному приказу установлено, что диплом о неполном высшем профессиональном образовании не дает право работнику на оплату труда как лицу, имеющему среднее профессиональное образование?
Ответ. Нет, не отменяется.
Окончание трех полных курсов вуза в соответствии с инструкциями о порядке исчисления заработной платы работников, на которые идет ссылка в этом же пункте приложения к приказу, по-прежнему дает право педагогическим работникам на оплату труда как лицам, имеющим среднее профессиональное образование.
19. Вопрос. В приложении 1 к приказу Минобразования России и Госкомвуза России от 14 декабря 1995 г. N 622/1646 сказано, что наличие у работников квалификации "бакалавр", "магистр", "специалист" дает им право на установление разрядов по ETC как лицам, имеющим высшее профессиональное образование. В настоящее время работники образовательных учреждений предъявляют различные документы (сертификаты, удостоверения, дипломы), из которых следует, что такая квалификация им присвоена после окончания учреждения среднего профессионального образования или курсов (в т.ч. повышения квалификации) и т.д. Устанавливать ли в таких случаях разряды оплаты труда работникам как имеющим высшее профессиональное образование?
Ответ. Согласно ст.6. Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" квалификация (степень) "бакалавр", "дипломированный специалист" или "магистр" присваивается лицам, освоившим основные образовательные программы высшего профессионального образования.
Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют для получения:
- квалификации (степени) "бакалавр" - не менее чем четыре года;
- квалификации "дипломированный специалист" - не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами;
- квалификации (степени) "магистр" - не менее чем шесть лет.
Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, дает право гражданину на занятие в государственной, муниципальной организации должности (а следовательно, на установление разряда оплаты труда по ETC), для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.
20. Вопрос. При поступлении на работу гражданином предъявлен документ об образовании, полученный в негосударственном образовательном учреждении. Как установить в данном случае уровень образования?
Ответ. Если предъявлен диплом государственного образца об образовании, то при установлении разрядов оплаты труда по ETC не имеет значения, какое образовательное учреждение окончено: государственное, муниципальное или негосударственное.
Право выдавать дипломы государственного образца о высшем профессиональном образовании принадлежит только высшим учебным заведениям, имеющим государственную аккредитацию.
Документ об образовании, выданный негосударственным образовательным учреждением среднего и высшего профессионального образования, не имеющим государственной аккредитации, не дает право работнику на установление разрядов оплаты труда по ETC как имеющим среднее или высшее профессиональное образование.
Вопрос о возможности приема работников с такими документами об образовании и установлении им разряда оплаты труда по ETC может быть рассмотрен аттестационной комиссией в порядке и на условиях, установленных п.7 Общих положений (приложение 2 к приказу Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. N 463/1268).
21. Вопрос. Как следует исчислять стаж педагогической работы (работы по специальности) педагогам-психологам?
Ответ. Разряды оплаты труда по ETC педагогам-психологам устанавливаются в зависимости от стажа их педагогической работы и от стажа работы по специальности, в который включается время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях по специальности.
22. Вопрос. Следует ли в педагогический стаж воспитателя или другого педагогического работника включать время его работы в период обучения в педагогическом учебном заведении в должности помощника воспитателя (младшего воспитателя), если работник непосредственно после его окончания не смог приступить к педагогической деятельности, а продолжал работать помощником воспитателя (младшим воспитателем) или выполнял иную работу)?
Ответ. В соответствии с п.1.1.2. приложения 1 к приказу Минобразования России и Госкомвуза России от 14 декабря 1995 г. N 622/1646 в стаж педагогической работы включается время работы в должности помощника воспитателя (младшего воспитателя), если в указанный период работник имел педагогическое образование или обучался в педагогическом учебном заведении и по его окончании приступил к педагогической деятельности.
Указанный пункт следует применять и в случаях, когда работник не смог непосредственно после окончания педагогического учебного заведения приступить к педагогической работе, независимо от длительности перерыва между окончанием обучения и поступлением на педагогическую работу.
23. Вопрос. Как определяется стаж педагогической работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций?
Ответ. При установлении стажа педагогической работы (как и общего трудового стажа) в указанных случаях применяется Порядок, утвержденный постановлением Минтруда России от 24 июня 1994 г. N 50. Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 1994 г. Регистрационный N 616 (см. c.86, приложение).
III. Продолжительность рабочего времени отдельных категорий
работников
24. Вопрос. Имеют ли право руководящие работники образовательного учреждения, деятельность которых непосредственно связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом, отнесенные приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. N 463/1268 к категории педагогических работников, на сокращенную продолжительность рабочего времени.
Ответ. Нет не имеют, т.к. руководящие работники относятся к работникам с ненормированным рабочим днем.
IV. Совместительство и совмещение профессий (должностей),
расширение зон обслуживания или увеличение объема работы
25. Вопрос. Каковы условия работы по совместительству и при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания или увеличении объема выполняемой работы. Чем отличаются условия оплаты труда таких работников, условия предоставления или оплаты отпуска, исчисления пенсии или оплаты пособия по государственному социальному страхованию. Как оформляется указанная работа?
Ответ. Условия работы по совместительству*(1) и при совмещении профессий (должностей)*(2), расширении зон обслуживания или увеличении объема выполняемых работ и отличия оплаты труда таких работников, условия предоставления и оплаты отпуска, исчисления пенсии или оплаты пособия по государственному социальному страхованию изложены в следующей таблице:
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————
При совместительстве |При совмещении профессий
|(должностей), расширении зон
|обслуживания или увеличении объема
|выполняемых работ
————————————————————————————————————|————————————————————————————————————
1. Другая оплачиваемая работа|1. Дополнительная оплачиваемая
выполняется на условиях трудового|работа выполняется на одном и том же
договора (контракта). Она может|предприятии, в учреждении,
выполняться по месту основной работы|организации наряду со своей основной
или на другом предприятии, в|работой, обусловленной трудовым
учреждении, организации в свободное|договором (контрактом).
от основной работы время. |
Занятие одновременно двух|Порядок и условия совмещения
руководящих должностей (кроме|профессий (должностей) к руководящим
должностей мастеров) не|работникам не применяются*(3).
допускается*(4). |
|
2. Общая продолжительность работы по|2. Выполнение дополнительной работы
совместительству в течение месяца не|осуществляется в основное рабочее
должна превышать половины месячной|время.
нормы рабочего времени,|
установленной для соответствующих|
категорий работников. |
Работниками культуры работа по|
совместительству в качестве|
руководителей кружков (переименованы|
в педагогов дополнительного|
образования), коллективов|
самодеятельного творчества,|
аккомпаниаторов и других|
специалистов этих кружков,|
коллективов в образовательных|
учреждениях дополнительного|
образования детей может выполняться|
в пределах месячной нормы рабочего|
времени*(5). |
Работа по совместительству|
осуществляется по утвержденному|
администрацией предприятия,|
учреждения, организации графику. |
|
3. Оплата труда совместителей|3. Устанавливаются доплаты в
производится за фактически|процентах от ставки (оклада) по
выполненную работу, но не более 0,5|основной должности (в пределах фонда
оклада (ставки), установленного по|оплаты труда, предусмотренного по
совмещаемой должности (доплаты,|вакантной должности). Конкретный
надбавки, премии и другие|размер доплаты устанавливается
поощрительные выплаты|администрацией предприятия
устанавливаются на общих|учреждения, организации по
основаниях). |соглашению сторон (ст.87 КЗоТ
|Российской Федерации) с учетом
|объема дополнительной работы.
|
4. Одновременно с ежегодным отпуском|4. Заработная плата за время
по основной должности|ежегодного отпуска по основной
предоставляется оплачиваемый отпуск|работе исчисляется из среднего
по должности, работа в которой|заработка с учетом оплаты за
ведется по совместительству. Если|дополнительную работу.
работа по совместительству|
выполняется в том же предприятии,|
учреждении, организации, а|
продолжительность отпуска по разным|
должностям разная, то заработная|
плата за время отпуска исчисляется|
из среднего заработка раздельно по|
каждой должности. |
|
5. Исчисление пенсий производится из|5. Исчисление пенсий производится из
заработка, получаемого как по|заработка, получаемого по основной
основной работе, так и за работу по|работе с учетом оплаты за
совместительству. |дополнительную работу.
|
6. Оплата пособия по|6. Оплата пособия по
государственному социальному|государственному социальному
страхованию не производится*(6). |страхованию производится из
|заработка, получаемого по основной
|работе с учетом оплаты за
|дополнительную работу.
_______________________________
*(1) Условия работы по совместительству установлены постановлением Совета Министров СССР от 22.09.88 N 1111 "О работе по совместительству" и Положением об условиях работы по совместительству, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС от 09.03.89 N 81/604-K-3/6-84 (далее - Положение об условиях работы по совместительству).
*(2) Условия работы и оплаты труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания или увеличении объема выполняемых работ определены ст.87 КЗоТ Российской Федерации и постановлением Совета Министров СССР от 04.12.81 N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)".
При этом:
- совмещение профессий (должностей) есть выполнение работы по должностям (профессиям) с разными наименованиями, в т.ч. относящимся к разным категориям (служащие или рабочие);
- расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ есть выполнение работы по одной и той же должности с увеличением ее объема или зон обслуживания.
*(3) Постановление Совета Министров CCCP от 04.12.81 N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)".
Руководящим работникам, применительно к порядку, определенному п.5 постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.92 N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки", могут устанавливаться надбавки к должностным окладам за интенсивность, напряженность труда, качество работы.
*(4) Пункт 10 Положения об условиях работы по совместительству, ст.35 (п.6) Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ (далее - Закон Российской Федерации "Об образовании").
*(5) Пункт 16 Положения об условиях работы по совместительству.
*(6) Кроме педагогических работников, для которых установлен особый порядок исчисления пособия по государственному социальному страхованию за работу в двух или нескольких образовательных учреждениях.
V. Типовые штаты и штатные нормативы
26. Вопрос. Министерством просвещения СССР, Госкомитетом СССР по народному образованию и Министерством просвещения, образования Российской Федерации были утверждены типовые штаты образовательных учреждений (далее - типовые штаты).
Должны ли образовательные учреждения руководствоваться ими, могут ли вводиться должности, не предусмотренные типовыми штатами, если они не подходят к ним по условиям и объему работы учреждения, кому принадлежит право решать данные вопросы?
Ответ. В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно устанавливает свое штатное расписание в пределах выделенных ему средств.
1. При утверждении штатного расписания образовательное учреждение может использовать в качестве примерных нормативы типовых штатов, утвержденных для данного типа, вида образовательного учреждения.
2. В образовательных учреждениях, где объем работы превышает нормативы, предусмотренные типовыми штатами, а также в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы повышенного уровня, следует сверх средств на оплату труда работников, рассчитанных по типовым штатам, предусматривать дополнительные средства для введения должностей работников, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ и для обеспечения нормальной работы этих учреждений.
Например:
Гимназия реализует общеобразовательную программу повышенного уровня, для чего необходимо иметь высококвалифицированные педагогические кадры, соответствующую материальную базу и достаточное финансирование.
При утверждении штатного расписания данное учреждение может использовать в качестве примерных Типовые штаты начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и школ с продленным днем, утвержденные приказом Минпроса СССР от 31 декабря 1986 г. N 264, с учетом их корректировки в соответствии с реализуемой образовательной программой.
Финансирование данного учреждения должно осуществляться с учетом его статуса путем выделения дополнительных средств на введение должностей работников, не предусмотренных типовыми штатами, но необходимых для реализации образовательной программы повышенного уровня.
Целесообразно также предусматривать дополнительные средства на оплату труда работников, привлекаемых для организации и проведения, помимо традиционных, других видов учебных занятий: лекций, семинаров, практикумов, курсов по выбору, внеурочной образовательной деятельности с использованием современных методов и средств обучения и т.д., а также на оплату методической, опытно-экспериментальной и другой деятельности в соответствии с реализуемой данной гимназией образовательной программой.
Общеобразовательные учреждения, в которых имеется больше 30 классов, следует рассматривать как учреждения, к которым указанные выше типовые штаты не подходят по объему работы.
3. По должностям, по которым нормативы в типовых штатах установлены с учетом сменной организации труда работников, необходимо производить уточнение этих нормативов в связи с сокращением продолжительности рабочего времени с 41 до 40 часов в неделю, а для женщин, работающих в учреждениях, расположенных в сельской местности, - с 41 до 36 часов в неделю.
4. Для определения численности работников, занятых уборкой помещений, следует иметь в виду, что площадь классов и других помещений общеобразовательных учреждений, ранее исключаемая из подсчета убираемой площади, поскольку она закреплялась дли уборки за учащимися старших классов, в настоящее время исключаться из подсчета не должна, т.к. привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательными программами (в т.ч. по уборке помещений) согласно Закону Российской Федерации "Об образовании", не допускается.
5. He допускается введение в образовательные учреждения должностей, по которым отсутствуют тарифно-квалификационные характеристики.
6. В общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования применение условий оплаты труда, предусмотренных для профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, как и использование наименований этих должностей не допускается.
7. Штатные расписания учреждений дополнительного образования детей устанавливаются в пределах выделенных средств применительно к типовым штатам, утвержденным приказами Минпроса СССР от 14.12.77 N 164 (клубы моряков), от 21.02.79 N 32 (станции (базы) юных туристов), от 20.07.87 N 135 (дома пионеров, станции юных техников и натуралистов, детские парки).
Приложение к ответу
на вопрос 23
Порядок установления стажа работы
при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций
Установление стажа работы в соответствии с настоящим Порядком производится в случаях массовой утраты документов о стаже в результате чрезвычайных ситуаций (экологические бедствия и техногенные катастрофы, стихийные бедствия, массовые беспорядки и др.).
1. Трудовой стаж работников предприятий, учреждений, организаций (в дальнейшем - предприятий), документы о работе которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций, устанавливается комиссиями по установлению стажа (в дальнейшем - Комиссия), создаваемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В состав Комиссии включаются представители работодателей, профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов и других заинтересованных организаций.
2. Установление факта работы, профессии (должности) и периода работы на данном предприятии осуществляется Комиссией на основании документов, имеющихся у работника (справка, профсоюзный билет, учетная карточка члена профсоюза, расчетная книжка и т.д.), а в случае их отсутствия - на основании показаний двух и более свидетелей, знающих заявителя по совместной с ним работе на одном предприятии или в одной системе.
3. Если работник до поступления на данное предприятие уже работал в качестве рабочего или служащего, Комиссия принимает меры к получению документов, подтверждающих этот факт.
В случае, если документы не сохранились, стаж работы подтверждается в порядке, установленном ст.97 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
4. По результатам работы Комиссии составляется акт, в котором указываются периоды работы, профессия (должность) и продолжительность трудового стажа каждого работника.
Администрация предприятия, на основании акта Комиссии, выдает работнику дубликат трудовой книжки. При этом в графе 4 указываются дата и номер акта Комиссии, на основании которого произведены соответствующие записи в дубликате.
5. Периоды трудовой деятельности, установленные Комиссией, включаются в общий и специальный стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и за выслугу лет, а также для установления ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет как время работы, подтвержденное документами.
С этим также читают:
- Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" ("Кадровое дело", N 10, октябрь 2005 г.)
- Межотраслевые правила по охране труда при производстве асбеста и асбестосодержащих материалов и изделий ПОТ РМ-010-2000 (утв. постановлением Минтруда РФ от 31 января 2000 г. N 10)
- Правила по охране труда работников дезинфекционного дела и по содержанию дезинфекционных станций, дезинфекционных отделов, отделений профилактической дезинфекции санитарно-эпидемиологических станций, отдельных дезинфекционных установок (утв. Главным госуд
- ГОСТ 12.4.119-82-ССБТ. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Метод оценки защитных свойств по аэрозолям