Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2005 - 2007 годы
от 4 ноября 2004 г.
I. Общие положения
II. Обязательства сторон и участников Соглашения В области
стабилизации работы отраслевых организаций
III. Оплата труда
IV. Рабочее время, время отдыха и охрана труда
V. Социальные льготы, гарантии и компенсации
VI. Обеспечение занятости
VII. Социальная защита работников при несостоятельности
(банкротстве), реорганизации и ликвидации предприятий
VIII. Обеспечение гарантий работникам приватизируемых предприятий
IX. Обеспечение прав и гарантий деятельности профсоюза
X. Пенсионное страхование работников
XI. Разрешение трудовых споров (конфликтов)
XII. Контроль за ходом выполнения Соглашения
XIII. Ответственность сторон
XIV. Заключительные положения
Приложение N 1. Отраслевая тарифная сетка по оплате труда работников
организаций дорожного хозяйства
Приложение N 2. Состав отраслевой комиссии по подготовке, заключению и
контролю за ходом выполнения Федерального отраслевого
соглашения по дорожному хозяйству на 2005-2007 годы
I. Общие положения
1.1. Настоящее Федеральное отраслевое соглашение (далее - Соглашение) заключено на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" и других нормативных правовых актов.
Соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работников в организациях дорожного хозяйства, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
1.2. Сторонами Соглашения являются:
- работники учреждений, предприятий и организаций дорожного хозяйства (далее - организации) в лице их представителя - Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (далее - профсоюз) в соответствии с Уставом профсоюза;
- работодатели в лице их представителей: Федерального дорожного агентства (представитель организаций дорожного хозяйства, находящихся в федеральной собственности, а также организаций, находящихся в государственной (субъектов Российской Федерации) и муниципальной собственности (при наличии соответствующих полномочий на их представление); Российской ассоциации подрядных организаций в дорожном хозяйстве "АСПОР" (представитель работодателей - учредителей Ассоциации и организаций, уполномочивших "АСПОР" заключить Соглашение от их имени); Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР" (представители работодателей, уполномочивших "РАДОР" на заключение настоящего Соглашения от их имени).
1.3. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2005 года и действует по 31 декабря 2007 года.
1.4. Ни одна из сторон Соглашения не может в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
Досрочное прекращение, изменение и дополнение настоящего Соглашения допускается по взаимному согласию заключивших его сторон в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.
Принятые изменения и дополнения оформляются приложением к Соглашению, являются его неотъемлемой частью и доводятся до сведения работников, профсоюзных органов и работодателей.
1.5. Настоящее Соглашение:
- является правовым актом и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется;
- распространяется на работников и работодателей подрядных организаций, на работников и работодателей организаций, занятых управлением дорожным хозяйством (органов управления автомобильными дорогами, заказчиков), не являющихся государственными служащими, в части не противоречащей Постановлению Министерства труда и социального развития РФ N 59 от 26.04.2004 г. "О разрядах оплаты труда Единой тарифной сетки по должностям работников государственных учреждений, осуществляющих управление строительством, реконструкцией, модернизацией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог общего пользования и государственных учреждений, осуществляющих обеспечение деятельности дорожного хозяйства Российской Федерации", которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени, а также на профсоюзных работников.
В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, а также коллективных договоров, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений и договоров.
К работникам организаций дорожного хозяйства, перечисленных в абзаце третьем пункта 1.5., не являющимся членами Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и не уполномочившим профсоюз на представительство, нормы Соглашения применяются на условиях, установленных в коллективном договоре организации;
- устанавливает экономические и социальные гарантии работникам отрасли и членам их семей и не ограничивает права работодателей в расширении гарантий в заключаемых с работниками трудовых договорах, коллективных договорах за счет собственных средств организаций;
- является основой для заключения коллективных договоров в организациях дорожного хозяйства и региональных отраслевых соглашений на уровне субъектов Российской Федерации. Стороны считают целесообразным заключение региональных отраслевых соглашений между республиканскими, краевыми, областными комитетами профсоюза, представителями работодателей и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
1.6. Затраты, связанные с обеспечением социальных гарантий, принятых настоящим Соглашением для работников дорожного хозяйства, выполняющих работы по проектированию, строительству (реконструкции), ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, включаются в установленном порядке в договорную цену на эту продукцию (работы, услуги), утверждаемые нормативы затрат на содержание автомобильных дорог.
Указанные затраты для работников органов управления дорожным хозяйством включаются в сметы расходов на управление.
1.7. Региональные отраслевые соглашения, коллективные договоры и индивидуальные трудовые договоры в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, не могут ухудшать социально-экономическое положение работников по сравнению с положениями настоящего Соглашения.
1.8. В соответствии с действующим законодательством органам исполнительной власти и местного самоуправления запрещается всякое вмешательство, способное ограничить законные права работников и их представителей или воспрепятствовать их осуществлению при пересмотре и выполнении Соглашения.
1.9. При принятии в период действия Соглашения федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации, улучшающих социально-экономическое и социально-правовое положение работников, соответствующие пункты Соглашения действуют с учетом вновь принятых правовых норм с момента вступления их в силу.
1.10. В случае реорганизации представителя стороны Соглашения его права и обязанности по Соглашению переходят к его правопреемнику (правопреемникам) и сохраняются на весь срок действия Соглашения.
1.11. Соглашение открыто для присоединения к нему работодателей и работников, заявивших свое согласие на присоединение к Соглашению.
Присоединение к Соглашению оформляется совместным письмом работодателя и соответствующего профсоюзного органа данной организации с уведомлением о присоединении к Соглашению, направленным в адрес представителей сторон Соглашения.
1.12. Стороны Соглашения представляют друг другу полную, достоверную и своевременную информацию по вопросам социально-экономического положения организаций: о ходе выполнения Соглашения, о принимаемых решениях, затрагивающих трудовые, профессиональные и социально-экономические права и интересы работников организаций, руководствуясь при этом постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.91 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну", проводят взаимные консультации по социально-экономическим проблемам и задачам организаций.
II. Обязательства сторон и участников Соглашения В области стабилизации работы отраслевых организаций
2.1. Федеральное дорожное агентство, ассоциации "АСПОР" и "РАДОР", ЦК Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства будут совместно:
- участвовать в установленном порядке в разработке и принятии проектов законодательных и нормативно-правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников дорожного хозяйства;
- содействовать заключению коллективных договоров во всех организациях дорожного хозяйства;
- содействовать укреплению и объединению дорожных организаций как единого технологического производственно-хозяйственного комплекса;
- разрабатывать мероприятия по проведению профессионального праздника Дня работников дорожного хозяйства.
2.2. Организации дорожного хозяйства обеспечивают:
- бесперебойное и безопасное функционирование автомобильных дорог общего пользования;
- качественное выполнение работ по проектированию, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог в соответствии с требованиями норм и условиями договоров на выполнение дорожных работ и, при необходимости, участие в мобилизационной подготовке и ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий;
- страхование имущества, машин, механизмов, зданий сооружений и других видов ответственности работодателей;
- ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров в каждой организации на согласованных сторонами условиях в соответствии с действующим законодательством и настоящим Соглашением.
2.3. ЦК Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства своей деятельностью способствует созданию благоприятных трудовых отношений в коллективах, сотрудничеству между работодателями и работниками по вопросам, представляющим взаимный интерес, укреплению трудовой дисциплины, внедрению новых методов управления и хозяйственной деятельности.
2.4. Работодатели и их представители считают необходимым наличие отраслевого органа печати и будут содействовать сохранению и развитию средств массовой информации дорожного хозяйства, а также будут осуществлять поддержку и необходимую помощь отраслевым некоммерческим организациям, созданным для решения задач по социальной защите работников.
III. Оплата труда
3.1. Минимальная тарифная ставка рабочих I разряда в организациях дорожного хозяйства устанавливается на 1 квартал 2005 года в размере 2200 рублей в месяц.
В региональных отраслевых соглашениях допускается установление минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда в организациях дорожного хозяйства, указанной в п. 3.1., с применением поправочного коэффициента, учитывающего уровень жизни конкретного региона. Поправочный коэффициент определяется как отношение прожиточного минимума трудоспособного населения конкретного субъекта Российской Федерации к прожиточному минимуму трудоспособного населения Российской Федерации в целом. При этом размер тарифной ставки рабочего 1 разряда не может быть ниже, чем минимальные гарантии по оплате труда, достигнутые в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением по дорожному хозяйству на 2002 - 2004 годы в IV квартале 2004 года.
Ранее установленные в отраслевых организациях минимальные гарантии по оплате труда не подлежат уменьшению в связи с введением настоящего Федерального отраслевого соглашения, а также применения системы поправочных коэффициентов.
3.2. Минимальная тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях дорожного хозяйства индексируется прямо пропорционально росту потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации, на основании данных Федеральной службы государственной статистики, при достижении размера индекса роста цен нарастающим итогом 106 процентов и более к периоду предыдущей индексации. Индексация проводится по окончании квартала, в котором индекс роста потребительских цен достиг нарастающим итогом 106 процентов.
Стороны Соглашения уведомляют организации о размерах индекса потребительских цен, минимальной тарифной ставки и поправочных коэффициентов на момент индексирования совместным письмом.
3.3. Указанный в п. 3.1. размер минимальной тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников и соответствующие тарифные коэффициенты устанавливаются организацией самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах.
Рекомендуемая тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении N 1.
Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже чем предусмотрено в пункте 3.1.
3.4. Размер заработной платы за месяц работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже прожиточного минимума в регионе расположения организации.
3.5. Для работников государственных учреждений, осуществляющих управление строительством, реконструкцией, модернизаций, ремонтом и содержанием автомобильных дорог общего пользования, и государственных учреждений, осуществляющих обеспечение деятельности дорожного хозяйства Российской Федерации, оплата труда устанавливается на основе тарифной сетки и осуществляется в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 26.04.2004 г. N 59 "О разрядах оплаты труда Единой тарифной сетки по должностям работников государственных учреждений, осуществляющих управление строительством, реконструкцией, модернизаций, ремонтом и содержанием автомобильных дорог общего пользования, и государственных учреждений, осуществляющих обеспечение деятельности дорожного хозяйства Российской Федерации".
При этом работодатели не допускают в 2005 году снижения по сравнению с 2004 годом размера среднемесячной заработной платы работников, указанных в части I пункта 3.5.
3.6. В организациях дорожного хозяйства производятся:
- оплата времени простоя в соответствии со ст. 157 Трудового кодекса Российской Федерации. Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее тарифной ставки (оклада);
- оплата дней отдыха (отгула) за фактически проработанные часы сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работы из расчета не менее тарифной ставки (оклада);
- доплата за работу в ночное время в размере не менее 40 процентов тарифной ставки;
- оплата сверхурочных работ не менее чем в двойном размере;
- доплата за работу в тяжелых и вредных условиях труда в размерах, не менее предусмотренных ранее действовавшими нормативно-правовыми актами. Доплаты за работу в тяжелых и вредных, а также в особо тяжелых и особо вредных условиях труда, устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест и оценки условий труда на них и начисляются за время фактической занятости работников на таких местах.
Отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда не освобождает работодателей от доплат работникам за работу в тяжелых и вредных условиях труда. Размеры доплат в этом случае определяются в размерах, определенных специальной комиссией предприятия, по согласованию с профсоюзным органом;
- оплата работ в выходные и праздничные дни и выплата других, не оговоренных выше доплат и надбавок, носящих компенсационный характер, в размерах, не ниже установленных законодательством;
- оплата при невыполнении норм труда (должностных обязанностей) по вине работодателя за фактически проработанное время или выполненную работу, но не ниже средней заработной платы работника за тот же период времени (выполненную работу);
- выплата вознаграждения за выслугу лет работникам дорожных организаций и их объединений в порядке и размерах, определенных коллективным договором;
- выплата надбавок работникам за разъездной, подвижной характер работ (перечень таких работ утверждается в дорожных организациях по согласованию с профкомом), при выполнении работ вахтовым методом, в полевых условиях - в размерах не менее установленных законодательством Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами. До принятия новых нормативных правовых актов, определяющих порядок расчета, размер выплат и надбавок определяется по методике, установленной Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 29 июня 1994 г. N 51 (с последующими изменениями). Конкретные размеры и порядок выплаты определяются коллективным договором;
- выплата стимулирующих доплат за высокую квалификацию, классность, профессиональное мастерство, совмещение профессий, премии, вознаграждения и другие в размере и порядке, установленных коллективным договором;
- выплата заработной платы не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором, как правило, в месте выполнения работы, либо перечисляется на счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).
При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, их выплата производится с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой, действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
В организациях, где на 1 января 2005 года имеются задержки выплаты заработной платы, в течение месяца с момента подписания настоящего Соглашения с участием соответствующих профсоюзных органов составляется график погашения задолженности и принимаются меры по полной ее ликвидации;
- тарификация работ и присвоение квалификационных разрядов работникам в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденными постановлениями Минтруда России N 31 от 10.11.92 г. с последующими дополнениями и изменениями и N 32 от 06.06.96 г.;
- пересмотр и введение новых экономически обоснованных норм труда работников (или на основе технико-экономических обоснований) по согласованию с соответствующим профсоюзным органом и извещением работников не позднее чем за 2 месяца до их введения;
- установление пониженных норм выработки для инвалидов, работников моложе 18 лет, беременных женщин и за два года до достижения работником пенсионного возраста.
3.7. В дорожных организациях выплата заработной платы руководителю осуществляется после выплаты заработной платы работникам предприятия.
IV. Рабочее время, время отдыха и охрана труда
4.1 Федеральное дорожное агентство, ассоциации "АСПОР" и "РАДОР" примут меры по:
- созданию служб охраны труда в дорожных организациях в соответствии со ст. 12 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 г. N 181-ФЗ и осуществлению организационно-методического руководства ими;
- организационно-методическому руководству и контролю за проведением в дорожных организациях специальной оценки условий труда согласно постановлению Минтруда России от 14.03.97 N 12 с последующей сертификацией работ по охране труда, обеспечением здоровых и безопасных условий труда работающих, соблюдением действующего законодательства о труде, правил и норм по охране труда и безопасности дорожного движения;
- реализации Отраслевой программы по улучшению условий, охраны труда на 2002-2005 гг.;
- проведению анализа состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в отрасли, подготовке предложений по их предупреждению в соответствии с Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.10.02 г. N 73, и ст.ст. 227-231 Трудового кодекса Российской Федерации.
- организации обучения и проверке знаний правил, норм и инструкций по охране труда у работодателей согласно ст. 225 Трудового кодекса РФ, ст. 18 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 г. N 181-ФЗ, Постановлению Минтруда России и Минобразования России N 1/29 от 13.01.2003 г., ГОСТ 12.0.004-90 с учетом отраслевой направленности в производственной деятельности, в том числе при заключении с ними трудового договора.
- разработке, переработке нормативных документов по охране труда в дорожном хозяйстве и финансированию НИР по охране труда.
4.2. ЦК Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства обязуется совместно с профсоюзными комитетами всех уровней:
- способствовать осуществлению мер, направленных на улучшение условий труда и профилактику производственного травматизма, профессиональной заболеваемости работников отрасли;
- проводить работу по осуществлению общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников, отраженных в коллективных договорах и Соглашениях по охране труда;
- содействовать созданию на предприятиях дорожного хозяйства совместных комитетов (комиссий) по охране труда;
- принимать практические меры по организации и осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, избранию в организациях уполномоченных профсоюзного комитета по охране труда в соответствии с Типовым положением, утвержденным постановлением Исполкома Генерального Совета ФНПР от 30.05.96 г. N 3-8;
- участвовать в разработке и пересмотре межотраслевых и отраслевых норм, правил и типовых инструкций по охране труда;
- подготавливать и представлять в установленном порядке предложения о внесении дополнений и изменений в законодательные и другие нормативные правовые акты по охране труда;
- оказывать консультативную помощь работникам отрасли по вопросам условий и охраны труда в целях защиты их интересов, по предоставлению льгот и компенсаций за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, при получении травм в результате несчастных случаев на производстве и т.п.
4.3. Работодатели в организациях дорожного хозяйства обязуются:
- создавать службы по охране труда согласно ст. 12 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 г. N 181-ФЗ и ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации;
- создавать на паритетной основе совместные комитеты (комиссии) по охране труда в целях сотрудничества по данному вопросу работодателей и работников;
- обеспечивать выполнение требований Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2002 г. N 73, и ст.ст. 227-231 Трудового кодекса Российской Федерации;
- ежегодно проводить анализ обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве и на его основе осуществлять меры, направленные на снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- организовать обучение всех работников безопасным методам и приемам выполнения работ, своевременно проводить соответствующие инструктажи и ежегодно проверять знание ими требований правил, норм и инструкций по охране труда согласно ст. 225 Трудового кодекса РФ, Постановлению Минтруда России и Минобразования России N 1/29 от 13.01.2003 г., ГОСТ 12.0.004-90;
- обеспечивать работников санитарно-бытовыми условиями согласно СниП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания" (душевыми, гардеробными и другими помещениями), средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с постановлениями Минтруда России от 16.12.97 г. N 63 и от 30.12.97 г. N 69, с учетом Правил по их обеспечению согласно постановлению Минтруда России от 18.12.98 г. N 51, и коллективными договорами;
- организовать питание работников, осуществляющих работы непосредственно на автомобильных дорогах, а также их проезд к месту выполнения работ и обратно;
- своевременно проводить периодическую (не реже 1 раза в 5 лет) аттестацию рабочих мест по охране труда для осуществления оздоровительных мероприятий, предоставления льгот и компенсаций за вредные и тяжелые условия труда согласно постановлению Минтруда России от 14.03.97 г. N 12;
- формировать фонд охраны труда для финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, согласно ст. 19 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 г. N 181-ФЗ и ст. 226 Трудового кодекса Российской Федерации;
- выплачивать семьям, погибших вследствие несчастного случая на производстве по вине организации, единовременное пособие в размере не менее годового заработка с учетом суммы единовременной страховой выплаты, предусмотренной ст. 11 Федерального закона от 24.07.98 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
- выплачивать работнику при установлении ему инвалидности вследствие несчастного случая на производстве по вине организации дополнительно к страховой выплате потерпевшему, предусмотренной ст. 11 Федерального закона от 24.07.98 г. N 125-ФЗ, за счет средств организации единовременное пособие в размере, определенном коллективным договором;
- обеспечить соблюдение норм предельно-допустимых нагрузок для женщин и для лиц моложе 18 лет при подъеме и переносе тяжестей вручную, утвержденных соответствующими постановлениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 06.02.93 г. N 105 и Минтруда России от 07.04.99 г. N 7;
- выдавать работникам бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты согласно постановлению Минтруда России от 31.03.03 г. N 13, а также смывающих и обезвреживающих средств согласно постановлению Минтруда России от 04.07.03 г. N 45;
- устанавливать режимы рабочего времени в организации согласно Правилам внутреннего трудового распорядка, графикам работы, согласованным с выборным профсоюзным органом, с соблюдением баланса рабочего времени за учетный период. Норма рабочего времени при всех режимах труда определяется в порядке, установленном Минтрудом России, по графику 5-дневной рабочей недели с соответствующим сокращением продолжительности работы в предвыходные и предпраздничные дни;
- предоставлять ежегодные дополнительные отпуска: за ненормированный рабочий день, вредные и тяжелые и (или) опасные условия труда, за выслугу лет, за многосменный режим работы, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и другие в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и коллективными договорами.
4.4. Комитеты профсоюза дорожных организаций будут принимать:
- практические меры по организации и осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства по охране труда на предприятии, избирать уполномоченных профсоюзного комитета по охране труда в соответствии с Типовым положением, утвержденным постановлением Исполкома Генерального Совета ФНПР от 30.05.96 г. N 3-8;
- активное участие в создании совместных комитетов (комиссий) по охране труда, для чего на паритетной основе определят своих представителей из числа уполномоченных профкомов по охране труда в соответствии со ст. 218 Трудового кодекса от 30.12.01 г. N 197-ФЗ;
- участие в организации и проведении смотров-конкурсов, спортивных соревнований, выставок и других мероприятий.
V. Социальные льготы, гарантии и компенсации
5.1. В организациях дорожного хозяйства за счет и в пределах собственных средств, других источников, предусмотренных законодательством:
- обеспечивается содержание санаториев-профилакториев, детских дошкольных учреждений, оздоровительных лагерей, баз отдыха, находящихся на их балансе;
- производятся работникам, находящимся в отпусках в связи с вынужденной временной приостановкой производства, в течение 4-х месяцев (подряд, либо в сумме календарных месяцев) компенсационные выплаты в размере не менее тарифной ставки работника;
- производится выплата денежных сумм в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей, с учетом индексации в связи с повышением стоимости жизни, но не ниже размеров, установленных законодательством;
- оказываются в соответствии с законодательством различные виды социальной помощи участникам войны, семьям погибших военнослужащих, погибших на производстве, инвалидам, пенсионерам, семьям, имеющим детей, ветеранам труда;
- осуществляется выдача бесплатного лечебно-профилактического питания для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными условиями труда;
- сохраняется представителям работников, являющимся членами примирительных комиссий по урегулированию коллективных трудовых споров, за все время их отвлечения от работы средняя заработная плата и соответствующие льготы;
- производятся компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке в связи с неурегулированием коллективного трудового спора по причине нарушения работодателем условий коллективного договора и соглашений, заключенных профсоюзом, за все время забастовки (в соответствии с утвержденным графиком работы) на условиях, установленных коллективным договором;
- сохраняется за высвобожденными в связи с сокращением численности или штата работниками очередь на получение жилья (улучшение жилищных условий), возможность пользоваться услугами предприятий социальной сферы (лечебных, детских дошкольных учреждений) на равных условиях с работниками данной организации на период нахождения его на учете в центре занятости до устройства на постоянную работу;
- выделяются молодым семьям льготные ссуды на приобретение жилья.
5.2. Для повышения уровня социальной защищенности работников рекомендуется также предусматривать в коллективных договорах организаций:
- оказание разовой материальной помощи работникам, пострадавшим в результате стихийных бедствий;
- полную или частичную оплату путевок на санаторно-курортное лечение и в дома отдыха по согласованию с профкомом;
- оказание материальной помощи в размере не менее 50% минимального размера оплаты труда в Российской Федерации на каждого иждивенца в течение 6 месяцев со дня получения работником статуса безработного;
- для работников, переведенных по объективным причинам на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, ежемесячную компенсацию (в течение 6 месяцев) сверх заработной платы;
- бесплатное содержание в детских дошкольных учреждениях детей, в семье которых среднедушевой доход не превышает размера прожиточного минимума в регионе;
- выдачу бесплатных путевок в детские оздоровительные лагеря, в первую очередь семьям, имеющим двух и более несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, и одиноким матерям;
- выплату единовременного пособия в зависимости от стажа работы на предприятии при уходе на пенсию в размерах:
свыше 1 до 5 лет включительно - месячная тарифная ставка (должностной оклад);
свыше 5 до 10 лет включительно - 3-месячная тарифная ставка (должностной оклад);
свыше 10 до 15 лет включительно - 5-месячная тарифная ставка (должностной оклад);
свыше 15 до 20 лет включительно - 7-месячная тарифная ставка (должностной оклад);
свыше 20 лет - 10-месячная тарифная ставка (должностной оклад);
- выплату работникам единовременных ежегодных пособий на оздоровление в период отпуска;
- частичную или полную оплату проезда работников к месту работы и обратно и компенсацию за удорожание питания;
- сохранение за работниками, вышедшими на пенсию, возможности пользоваться социальными услугами (медицинское обслуживание и др.);
- выплату денежного вознаграждения работникам, награжденным государственными, отраслевыми и профсоюзными наградами;
- в случае смерти работника предприятия, его близких родственников, а также пенсионера, ушедшего на пенсию из организации, оплату расходов на ритуальные услуги;
- дополнительное добровольное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на случай потери работы, медицинское страхование, а также другие виды страхования за счет работодателей, в первую очередь через отраслевые страховые компании;
- для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий в организациях независимо от форм собственности трудовыми коллективами в соответствии с действующим типовым положением образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и Профсоюза или избираются уполномоченные по социальному страхованию. Права и обязанности членов Комиссии оговариваются в коллективном договоре или в Положении о комиссии по социальному страхованию организации;
- предоставление работникам в случае болезни трехдневного неоплачиваемого отпуска в течение года по их личному заявлению без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания, в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
VI. Обеспечение занятости
6.1. Работодатели обеспечивают выполнение Отраслевой программы содействия занятости на 2002-2005 годы.
6.2. В целях повышения социальной защищенности работников стороны договорились о том, что:
- способствуют укреплению сложившейся системы средних специальных учебных заведений, ИПК, курсов повышения квалификации по подготовке и переквалификации работников дорожного хозяйства на основе прогноза занятости и качественных изменений рабочей силы;
- продолжат работу по переподготовке всех категорий руководящего состава и специалистов по овладению особенностями управления в условиях рыночных отношений;
- будут способствовать предотвращению нелегального найма иностранных работников и усилению контроля за использованием иностранной рабочей силы;
- увольнение работников по сокращению штата или численности применять только как вынужденную меру, когда исчерпаны все возможности их трудоустройства;
- увольнение работников по инициативе работодателя не допускается без предварительного согласия профсоюзного комитета организации в следующих случаях (фиксируется в коллективном договоре организации):
сокращения численности или штата работников организации;
однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:
1) прогула (отсутствия на работе без уважительных причин более четырех часов в течение рабочего дня);
2) разглашения государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей;
- в случае неизбежного массового (свыше 10 процентов) сокращения работников работодатели, не менее чем за три месяца до момента сокращения, в полном объеме представляют органам службы занятости и профсоюзному комитету организации информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, числе и категориях работников, которых они могут коснуться, и сроке, в течение которого их намечено осуществить. В течение этого срока работодатели осуществляют меры, обеспечивающие за счет средств организаций переквалификацию и трудоустройство высвобождаемых работников, бесплатное обучение их новым профессиям и создание новых рабочих мест. При переквалификации работников с отрывом от производства за ними сохраняется средняя заработная плата на весь срок обучения;
- работники извещаются о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата не менее, чем за три месяца;
- работники предпенсионного возраста (за три года до момента возникновения права на пенсию), лица, в семье которых один из супругов имеет статус безработного, матери-одиночки не могут быть уволены без трудоустройства по сокращению штата или численности работников в действующих организациях. Работодатели будут способствовать трудоустройству вышеуказанных категорий работников при ликвидации организации;
- обеспечивается приоритетное предоставление вновь созданных рабочих мест работникам, высвобожденным ранее из данной организации, с учетом их деловых качеств;
- выпускникам учебных заведений (в т.ч. рабочим), обучавшимся по договорам или направлениям организаций и прибывшим для работы в эти организации, предоставляется работа по специальности и создаются условия труда в соответствии с действующими нормами законодательства о труде;
- работодатели разрабатывают и реализуют мероприятия, предусматривающие сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы в соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 г. N 8-ФЗ);
В коллективных договорах предусматриваются дополнительные меры по обеспечению занятости работников.
VII. Социальная защита работников при несостоятельности (банкротстве), реорганизации и ликвидации предприятий
7.1. Стороны будут всемерно способствовать финансовому оздоровлению организаций дорожного хозяйства, сохранению действующих и созданию новых рабочих мест, информированию предприятий о рынке труда в отраслях, в том числе о перспективной потребности в кадрах, организации профессионального обучения, подготовке и переподготовке кадров, профессиональному консультированию высвобождаемых работников.
7.2. Представитель работников участвует в арбитражном процессе по делу о банкротстве организации, других проводимых в связи с банкротством мероприятиях в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ и другими нормативными актами. Руководитель организации совместно с профкомом предприятия организуют общее собрание работников, на котором определяется представитель работников.
7.3. В предвидении несостоятельности (банкротства) руководитель организации извещает об этом профсоюзный комитет, предоставляет по просьбе профкома информацию о финансовом состоянии организации и принимает действенные меры по улучшению положения. Стабилизация экономического положения организации не может производиться путем снижения заработной платы работников.
7.4. Увольнение работников, связанное с банкротством, не может осуществляться без предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующего профсоюзного комитета и проведения с ним переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза. При этом работодатели будут способствовать трудоустройству высвобождаемых работников.
7.5. Профсоюзные комитеты организаций, уполномоченные трудовыми коллективами, могут осуществлять общественный контроль за проведением процедур банкротства.
7.6. Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации.
При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.
При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.
При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.
7.7. Работодатели представляют профсоюзному комитету по его запросу информацию по вопросам:
- реорганизации или ликвидации организации;
- введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
- профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
- по другим вопросам, предусмотренным действующим законодательством, учредительными документами организации, коллективным договором.
Профсоюзные комитеты имеют право вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.
7.8. Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.
При смене собственника имущества организации не допускается сокращение численности или штата работников до момента государственной регистрации перехода права собственности.
При изменении подведомственности (подчиненности) организации, а также при ее реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются.
7.9. В случае реорганизации организации (предприятия), повлекшей за собой реорганизацию профсоюзной организации, сокращение числа освобожденных профсоюзных работников, правопреемник организации (предприятия) предоставляет таким работникам соответствующую работу (должность) по прежнему месту работы, а в случае отсутствия подходящей работы обеспечивает его учебу или переквалификацию, трудоустройство.
VIII. Обеспечение гарантий работникам приватизируемых предприятий
8.1. Обеспечение гарантий работникам приватизируемых предприятий осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ, другими нормативными и законодательными актами.
8.2. При продаже государственного или муниципального имущества на конкурсе стороны принимают меры по включению в условия конкурса следующих положений:
- сохранение не менее 70% рабочих мест;
- переподготовку и (или) повышение квалификации работников;
- сохранение профиля деятельности унитарного предприятия и назначения объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения;
8.3. Открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, соблюдают условия и отвечают по обязательствам, которые содержатся в коллективных договорах, действовавших до приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий.
8.4. Трудовые отношения работников унитарных предприятий после приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий продолжаются с согласия работников и могут быть изменены или прекращены не иначе как в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
IX. Обеспечение прав и гарантий деятельности профсоюза
Федеральное дорожное агентство, Ассоциации "АСПОР" и "РАДОР" договорились о том, что в организациях:
- представления профсоюзных органов о нарушениях законодательства о труде, условий настоящего Соглашения и коллективных договоров подлежат безотлагательному рассмотрению и принятию мер по устранению нарушений;
- решения, касающиеся установления условий труда и заработной платы (системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), нормы труда и т.д.), принимаются по согласованию с выборным профсоюзным органом организации. Изменения систем оплаты труда и форм материального поощрения работников федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, подведомственных Федеральному дорожному агентству, согласовываются с Центральным или соответствующими территориальными комитетами Общероссийского профсоюза;
- профсоюзным комитетам дорожных организаций предоставляются в бесплатное пользование оборудованные помещения, транспортные средства и средства связи, персональные компьютеры с соответствующим программным обеспечением, множительная техника, помещения для проведения собраний.
Республиканским, краевым, областным комитетам профсоюза могут устанавливаться льготы по оплате аренды помещений, пользования транспортными средствами, средствами связи, множительной техникой, других услуг, предоставляемых отраслевыми организациями и их объединениями. Порядок и условия предоставления льгот закрепляются в отраслевых региональных или других соглашениях (договорах), заключаемых с участием этих организаций (объединений);
- членам выборных профсоюзных органов, не освобожденным от производственной работы, для участия в качестве делегатов на съездах, конференциях, созываемых профсоюзом, в работе его пленумов, заседаний исполкомов и комиссий, а также представителям профсоюза, участвующим в переговорах от имени коллектива, предоставляется свободное от работы время с сохранением заработной платы для выполнения общественных обязанностей в интересах коллектива и профсоюза, а также профсоюзной учебы, в порядке, определенном коллективным договором;
- освобожденные профсоюзные работники организаций пользуются правами, льготами и гарантиями, действующими на предприятии, наряду с работниками этого предприятия (премирование, вознаграждение по итогам работы за год и выслугу лет, осуществляемых за счет средств предприятий, при создании акционерных обществ и др.), в порядке, определенном в коллективных договорах.
Дополнительное вознаграждение неосвобожденных председателей профкомов за основные результаты работы организации производится на условиях и в порядке, установленных в коллективном договоре.
Профсоюзные представители имеют право беспрепятственно посещать организации, рабочие места, где работают члены профсоюза, для реализации уставных задач, получения информации от органов хозяйственного управления по вопросам оплаты и охраны труда, жилищно-бытового обслуживания работников, для осуществления контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений.
Администрация организации не вмешивается в деятельность профсоюза, не принимает решений, ограничивающих права и деятельность профсоюза.
Представители профсоюзных органов включаются:
- в комиссии организаций по приватизации государственного имущества, включая объекты социального назначения;
- в число представителей организации, направляемых в соответствующий комитет по управлению имуществом для участия в работе комиссии по приватизации организации.
По уполномочию работников профсоюзные органы могут иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организаций.
Руководители федеральных предприятий информируют профсоюзные комитеты о показателях социальной деятельности предприятия, отраженных в ежеквартальном отчете федеральному государственному органу, заключившему с ним трудовой договор, в т.ч. по вопросам заключения и выполнения коллективного договора, предоставлении работникам социальных льгот и другим. По запросу соответствующего профсоюзного органа работодатели (их объединения и представители) предоставляют ему бесплатно информацию по социально-трудовым вопросам для осуществления уставной деятельности профсоюза.
Организации в соответствии с коллективным договором могут предоставлять в бесплатное пользование профсоюзу находящиеся на балансе предприятия либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные лагеря, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом хозяйственное содержание указанных объектов остается за организацией. В случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации в размере не менее 0,15% от фонда оплаты труда на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.
При наличии письменных заявлений работников, как являющихся членами профсоюза, так и не состоящих в профсоюзе, работодатель ежемесячно и бесплатно перечисляет членские взносы и средства из заработной платы на счета профсоюзного комитета и вышестоящего профсоюзного органа на условиях и в порядке, предусмотренных соответствующими договорами, коллективным договором организации.
ЦК Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, республиканские, краевые, областные комитеты профсоюза принимают участие в разработке отраслевыми органами управления проектов законодательных и нормативных правовых актов, влияющих на социально-экономическое положение работников отрасли.
Стороны разрабатывают комплекс совместных мер, направленных на обеспечение соблюдения законодательства о труде, занятости, охране труда и в других сферах.
Стороны считают целесообразным оказание работодателями содействия, финансовой и иной поддержки профсоюза в осуществлении им уставной деятельности по представительству и защите социально-трудовых прав и интересов работников отраслевых организаций, организационному укреплению профорганизаций, повышению охвата работников профсоюзным членством, вовлечению в профсоюз молодежи, реализации социальных программ в трудовом коллективе.
X. Пенсионное страхование работников
10.1. В целях обеспечения права работников на обязательное пенсионное страхование, в том числе на страховую и накопительную части трудовой пенсии по инвалидности, страховую и накопительную части пенсии по случаю потери кормильца, в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" работодатели обязуются:
- производить уплату сумм авансовых платежей по страховым взносам в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов работников, но не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы;
- вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет отдельно в отношении каждой части страхового взноса (на страховую, накопительную части пенсии) по каждому работнику, в пользу которого осуществлялись выплаты;
- предоставлять в соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения;
- информировать работников о начисленных и уплаченных в их пользу страховых взносах;
- предоставлять работникам копии индивидуальных сведений, предоставленных в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
10.2. Стороны совместно примут меры по созданию отраслевых пенсионных систем, сохраняющих ранее предусмотренные льготы для работников, имеющих вредные и тяжелые условия труда.
XI. Разрешение трудовых споров (конфликтов)
Стороны пришли к договоренности, что в период действия настоящего Федерального отраслевого соглашения ими не выдвигаются новые требования по вопросам, включенным в него, при условии их соблюдения и выполнения. В случае возникновения трудовых споров они разрешаются в соответствии с действующим законодательством.
XII. Контроль за ходом выполнения Соглашения
Контроль за ходом выполнения Федерального отраслевого соглашения производится комиссией, сформированной сторонами (приложение N 2) и представителями Сторон на всех уровнях, которые вправе обратиться в комиссию по любому вопросу, связанному с исполнением (неисполнением) Соглашения.
Комиссия не реже 1 раза в полугодие, рассматривает выполнение Федерального отраслевого соглашения и о результатах информирует трудовые коллективы.
При установлении нарушений и невыполнении положений Соглашения комиссия в письменной форме делает представление субъектам, нарушившим Соглашение, которые обязаны не позже, чем в недельный срок провести необходимые консультации по существу представления комиссии и принять решение по устранению нарушений.
В случае отказа устранить эти нарушения или не принятия решения в указанный срок, разногласия рассматриваются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
XIII. Ответственность сторон
13.1. Стороны Соглашения, нарушающие или не выполняющие принятые на себя обязательства, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
13.2. Должностные лица, представляющие работодателя, работники выборных органов профсоюза, в трудовые обязанности которых входит обеспечение выполнения заключенного Соглашения, привлекаются к дисциплинарной ответственности за нарушение или невыполнение обязательств Соглашения.
13.3. Стороны Соглашения, а также органы системы социального партнерства в отрасли наделяются правами контроля за выполнением заключаемых соглашений, коллективных договоров, они вправе предъявлять требования о привлечении вышеуказанных лиц к дисциплинарной ответственности.
13.4. Стороны соглашения, коллективного договора вправе предусматривать в тексте Соглашения дополнительные меры ответственности за нарушение, неисполнение взаимно принятых обязательств, если эти меры не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
XIV. Заключительные положения
14.1. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения Соглашения, заключенного в период его членства.
14.2. В случае отсутствия в организации, интересы которой представлены сторонами Соглашения, коллективного договора, Соглашение имеет прямое действие.
14.3. Стороны Соглашения обеспечивают доведение Федерального отраслевого соглашения до каждой организации, на работников которой оно распространяется, а также органов исполнительных власти субъектов Российской Федерации, заинтересованных органов местного самоуправления, министерств и ведомств в двухнедельный срок со дня его подписания. Стороны принимают меры к публикации текста Соглашения в отраслевой печати.
14.4. Настоящее Федеральное отраслевое соглашение подписано в 5 экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую правовую силу.
Председатель Общероссийского
профсоюза работников
автомобильного транспорта и
дорожного хозяйства В.И. Мохначев
ВРИО Руководителя
Федерального дорожного агенства В.А. Букаев
Генеральный директор Российской
ассоциации территориальных
органов управления
автомобильными дорогами А.М. Афанасьев
Генеральный директор Российской
ассоциации подрядных организаций
в дорожном хозяйстве А.С. Малов
Приложение N 1
к Федеральному отраслевому соглашению
по дорожному хозяйству на 2005-2007 годы
Отраслевая тарифная сетка
по оплате труда работников организаций дорожного хозяйства
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
| | Разряды оплаты и соответствующие им тарифные коэффициенты |
| |————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
|—————————|————|————|———|————|————|————|————|————|———|————|————|————|————|———|————|————|—————|—————|
|Тарифные |1,0 |1,3 |1,7|1,9 |2,2 |2,5 |2,8 |3,1 |3,5|4,0 |4,5 |5,1 |5,8 |6,5|7,4 |8,2 | 9,1 |10,1 |
|коэффици-| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|енты | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Приложение N 2
к Федеральному отраслевому соглашению
по дорожному хозяйству на 2005-2007 годы
Состав
отраслевой комиссии по подготовке, заключению и контролю за ходом выполнения Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2005-2007 годы
Со стороны работников:
Ломакин В.В. - заместитель председателя Общероссийского профсоюза
работников автомобильного транспорта и дорожного
хозяйства;
Белоусова Л.Н. - председатель Московской областной организации
профсоюза;
Долгова В.И. - председатель Ульяновской областной организации
профсоюза;
Колотев Е.И. - председатель Воронежской областной организации
профсоюза;
Кондратюк Т.В. - председатель объединенной первичной профсоюзной
организации ГУП "Владимиравтодор";
Хохлова Т.М. - зав.отделом экономической защиты ЦК профсоюза.
Со стороны работодателей:
Белозеров О.В. - руководитель Федерального дорожного агентства;
БурносовН.И. - начальник Управления кадров и организационного
развития Федерального дорожного агентства;
Малов А.С. - ген.директор Ассоциации "АСПОР";
Асмольский А.А. - ген.директор фирмы "Руслафальт";
Афанасьев A.M. - ген.директор Ассоциации "РАДОР";
Белоусов А.А. - зам.ген. директора Ассоциации "РАДОР".
С этим также читают:
- ГОСТ 12.2.007.12-88-ССБТ. Источники тока химические. Требования безопасности
- Распоряжение Минтранса РФ от 17 июля 2002 г. N НС-101-р "О мерах по улучшению условий и охраны труда в организациях внутреннего водного транспорта"
- Постановление Минтруда РФ от 17 сентября 1997 г. N 44 "Об утверждении Правил по охране труда при использовании химических веществ". Правила по охране труда при использовании химических веществ ПОТ Р М-004-97
- Типовая инструкция по охране труда для рабочих, работающих с ручным пневматическим инструментом ТОИ Р-218-49-95 (утв. Федеральным дорожным департаментом Минтранса РФ 20 февраля 1995 г.)