Общие требования
1. К управлению грузовыми автомобилями, предназначенными для перевозки людей, допускаются наиболее дисциплинированные водители не моложе 21 года со стажем непрерывной работы водителем не менее трех лет, признанные годными к данной работе медицинской комиссией, имеющие водительское удостоверение с категорией "Д". Списки таких водителей заранее утверждаются приказом руководителя организации (автохозяйства).
2. За водителем, занятым перевозкой людей, приказом по организации (автохозяйству) закрепляется специально предназначенный для этих целей автомобиль.
3. Поступающий на работу водитель, занятый перевозкой людей, должен пройти вводный инструктаж по безопасности труда, производственной санитарии, оказанию доврачебной помощи, пожарной безопасности, экологическим требованиям, условиям работы, а также первичный инструктаж на рабочем месте, о чем должны быть сделаны записи в соответствующих журналах с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
4. Водитель, занятый перевозкой людей, осуществляет доставку работников к месту работы и обратно, пунктам питания, медицинским учреждениям, производит другие перевозки, связанные с производственным процессом деятельности организации,
5. На каждый маршрут перевозки рабочих к месту работы составляется схема движения с указанием опасных участков дороги.
6. Водитель обязан работать на специально оборудованном для перевозки людей грузовом транспорте, в предусмотренной действующими нормами спецодежде, спецобуви, иметь и применять средства для оказания первой доврачебной помощи и 2 огнетушителя.
7. Водитель должен соблюдать требования действующих "Правил дорожного движения" и настоящей инструкции,
8. Водитель обязан принимать все возможные меры к предупреждению и устранению опасности во время движения.
Требования перед началом и во время работы
9. Перед выездом на линию водитель обязан проверить техническое состояние автомобиля, гарантирующее безопасность движения и бесперебойную работу на линии, обратив особое внимание на:
- исправное состояние тормозов, рулевого управления, кабины, шин, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей;
- наличие и исправность инструмента и инвентаря;
- заправку автомобиля топливом, маслом и водой;
- уровень тормозной жидкости и электролита;
- давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
- надежность закрепления бортовых запоров и наличие внутри кузова запрещающих надписей: "В кузове не стоять", "На бортах не сидеть";
- наличие вне кабины легкосъемного огнетушителя емкостью не менее двух литров.
10. Грузовой автомобиль, предназначенный для систематической перевозки людей, должен быть оборудован звуковой или световой связью между кузовом и кабиной, лесенкой для посадки и высадки пассажиров, освещением внутри кузова, а также иметь трафареты с надписью "Люди".
11. Перед выездом на линию для перевозки людей водитель обязан убедиться в том, что автомобиль чисто вымыт, оборудован исправным тентом, сиденьями, надежно прикрепленными к кузову на удобной высоте от пола, но не менее 15 см от верхнего края бортов.
Заднее и продольно расположенные вдоль бортов сидения должны иметь прочные спинки высотой не менее 30 см.
12. При обнаружении во время осмотра автомобиля недостатков, неисправностей и при невозможности их устранить своими силами, водитель, не приступая к работе, должен сообщить об этом лицу технического надзора.
13. Перед выездом из гаража водитель должен получить от лица, ответственного за эксплуатацию транспортных средств, инструктаж о порядке движения, особенностях маршрута и отметку в путевом листе "Годен для перевозки пассажиров", с указанием количества пассажиров одновременно допускаемых к перевозке. В путевом листе должна быть записана фамилия старшего, находящегося в кузове автомобиля.
14. Перевозка людей на не оборудованных для этого грузовых автомобилях запрещается. Запрещается также перевозка людей в буксирующих или буксируемых автомобилях.
15. Приступая к работе, водитель должен иметь при себе:
- водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
- талон технического паспорта;
- оформленный путевой лист;
- схему (маршрут) движения.
16. После остановки автомобиля у места посадки и высадки пассажиров водитель обязан затормозить автомобиль с помощью ручного тормоза, поставив рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение.
17. Водителю запрещается:
- управлять автомобилем в болезненном состоянии или при утомлении, употреблять до работы и в рабочее время даже самые слабые алкогольные напитки или наркотические средства;
- передавать управление автомобилем другим лицам.
18. Водитель, отработавший одну смену к перевозке людей в этот же день не допускается.
19. Перед поездкой водитель обязан проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки и предупредить их о том, что стоять в кузове движущегося автомобиля запрещено.
20. Число пассажиров в кузове не должно превышать для грузовых автомобилей числа мест, приведенных в таблице:
Таблица
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
|Грузоподъемность, т | менее 1,5 | 1,5-2 | 2,5-3 | 3,5-4,5 | 5-7 | более 7 |
|————————————————————————|———————————|————————————|———————————|———————————|————————————|———————————|
|Количество пассажиров,| 9 | 16 | 20 | 24 | 30 | 36 |
|(число мест для сидения)| | | | | | |
|чел. | | | | | | |
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
21. Скорость движения при перевозке пассажиров не должна превышать 60 км/час.
22. Водитель должен начинать движение только убедившись, что это будет безопасно для пешеходов и пассажиров, по получении сигнала от старшего, находящегося в кузове, после подачи предупредительного сигнала и не создавая помех движущемуся транспорту.
23. Движение автомобиля с пневматическим приводом тормозов разрешается при наличии давления в системе тормозов не менее 5 кг/см2.
24. Запрещается перевозить людей в кабине рядом с водителем сверх предусмотренного технической характеристикой количества мест.
25. Нельзя допускать посадку и высадку на ходу, езду на подножках, бамперах, крыльях, бортах и т.п.
26. При появлении во время движения резкого запаха бензина, дизельного топлива и отработавших газов водитель должен немедленно остановить машину, выявить причину их появления и устранить неисправность.
27. При приближении к участкам дороги с повышенной опасностью водитель должен снизить скорость до пределов, обеспечивающих безопасность движения, а в случае необходимости остановить автомобиль в безопасном месте.
28. Движение по переезду и остановка перед ним в случае отсутствия указателя числа рядов или линий разметки допускается только в один ряд.
29. Запрещается обгонять движущийся транспорт как перед переездом, так и на самом переезде.
30. Запрещается выезжать на переезд при закрытом шлагбауме или горящих красных огнях (независимо от положения шлагбаума), при этом водитель обязан остановиться не менее, чем за 5 м от шлагбаума (светофора), а при его отсутствии - не ближе 10 м от ближайшего рельса.
31. При открытом шлагбауме или негорящих красных огнях выезжать на переезд можно только убедившись в отсутствии приближающихся поездов (локомотивов, дрезин).
32. Если на переезде нет шлагбаума и световой сигнализации, водитель, прежде чем выехать на него, обязан остановиться, выйти из машины и убедиться в том, что к переезду не приближается поезд (локомотив, дрезина).
33. Водителю запрещается:
- пересекать железнодорожные пути в неустановленных местах; выезжать на переезд, если за ним образовался затор, который вынудит остановиться на переезде;
- переключать передачи и выключать сцепление на переезде;
- самовольно открывать шлагбаумы.
34. При вынужденной остановке на переезде водитель автомобиля обязан:
- удалить пассажиров в сторону от железнодорожных путей;
- при возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м, (если одного, то в сторону худшей видимости), объяснив им, как подавать сигнал остановки приближающимся поездам: днем - круговым движением руки с лоскутом яркой материи (предмета) перед собой, ночью - зажженного фонаря или факела;
- оставаться возле транспортного средства и принимать меры к быстрейшему освобождения переезда, внимательно наблюдая, не приближаются ли поезда (локомотив, дрезина);
- с момента остановки подавать звуковые сигналы общей тревоги (один длинный, три коротких), а если появится поезд, бежать ему навстречу сбоку от рельсовой колеи, подавая сигнал остановки.
35. Приближаясь к повороту дороги в горной или пересеченной местности, водитель обязан занять крайнее правое положение и подать звуковой сигнал.
36. На дорогах в горной и пересеченной местности запрещается:
- движение на крутых спусках с выключенным сцеплением или передачей;
- стоянка в местах, откуда дорога не просматривается на 100 м в каждом направлении.
37. Запрещается переключение передач на подъеме по скользкой дороге с необеспеченным коэффициентом сцепления колеса с дорогой, особенно в зимнее время. При этом водитель обязан выбрать такую передачу, которая обеспечит преодоление всего участка пути без переключений.
38. При движении по пыльным дорогам необходимо увеличить дистанцию между автомобилями. Автомобиль, идущий сзади, должен находиться вне границы пыления автомобиля, двигающегося впереди.
39. Движение автомобиля по льду рек, водоемов разрешается только по специально оборудованным съездам и дорогам, обставленным вехами и имеющим указатели и дорожные знаки. При движении автомобиля по льду целесообразно высадить перевозимых людей из автомобиля и переправить пешим ходом на расстоянии 5 м друг от друга и не менее 20 м от автомобиля. Дверца кабины водителя должна быть открыта и зафиксирована.
40. С наступлением темноты водитель обязан:
- при движении по освещенным улицам, дорогам и проездам пользоваться исключительно малым светом фар и подфарниками;
- при ослеплении светом встречного автомобиля и потере видимости немедленно, не меняя полосу для движения, снизить скорость вплоть до остановки автомобиля;
- при остановке автомобиля в пути на неосвещенных дорогах выключить подфарники или малый свет, выставить позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.
41. Во всех случаях, угрожающих безопасности людей или движению транспортных средств, водитель должен принять все зависящие от него меры, направленные на предупреждение несчастного случая или дорожно-транспортного происшествия.
42. При остановке в пути водитель должен отвести автомобиль за пределы проезжей части дороги.
43. При вынужденной отлучке водитель обязан выключить мотор и затормозить автомобиль ручным тормозом, взяв с собой ключ зажигания.
Выходя из кабины автомобиля на проезжую часть дороги, водитель должен предварительно убедиться в отсутствии движения транспортных средства как в попутном, так и во встречном направлениях.
44. Перевозка детей и студентов строительных отрядов на оборудованных для перевозки пассажиров грузовых автомобилях - запрещается.
Требования по окончании работы
45. По окончании работы водитель автомобиля, предназначенного для перевозки людей, обязан:
- осмотреть автомобиль и убедиться в его исправности;
- о всех неисправностях и дефектах сообщить механику гаража и своему сменщику;
- поставить автомобиль в предназначенное для стоянки место, поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом и остановить двигатель;
- запереть двери кабины.
Согласовано:
Заместитель председателя ЦК
профсоюза работников
автомобильного транспорта
и дорожного хозяйства Н.Д.Силкин
12 января 1993 г.
Первый заместитель
генерального директора
Федерального дорожного
департамента Минтранса РФ О.В.Скворцов
С этим также читают:
- ГОСТ 12.1.036-81 (1996)-ССБТ. Шум. Допустимые уровни в жилых и общественных зданиях
- ГОСТ 12.1.009-76 (1999)-ССБТ. Электробезопасность. Термины и определения
- Гражданский кодекс (рф текст) Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002
- ГОСТ 12.1.002-84 (1999)-ССБТ. Электрические поля промышленной частоты. Допустимые уровни напряженности и требования к проведению контроля на рабочих местах