Типовая инструкция N 4 по охране труда стропальщика
(утв. Федеральным дорожным департаментом Минтранса РФ 11 марта 1993 г.)
Общие требования
1. К выполнению строповки и увязки грузов допускаются лица не моложе 18 лет после медицинского освидетельствования, прошедшие обучение по учебной программе и инструктажи по безопасности труда, получившие производственную стажировку под руководством опытных стропальщиков и имеющие удостоверение на право производства работ, которое он обязан во время работы иметь при себе. Работать без удостоверения запрещается.
2. Вновь поступающий на работу стропальщик допускается к работе только после прохождения им вводного инструктажа по охране труда, пожарной безопасности, производственной санитарии, экологическим требованиям, условиям работы, оказанию доврачебной помощи и первичного инструктажа на рабочем месте.
При однообразном характере работы (на том же рабочем месте при выполнении тех же видов работ с использованием того же оборудования, механизмов и т.д.) стропальщик получает повторный инструктаж от руководителя не реже, чем один раз в три месяца.
3. Стропальщик, допущенный к самостоятельной работе, должен:
- знать устройство применяемых грузоподъемных механизмов, их грузоподъемность при различных вылетах стрелы;
- следить за исправным состоянием стропов и крюков и наличием при каждом из них бирки или клейма с указанием инвентарного номера, допускаемой нагрузки и даты испытания; о каждом замеченном повреждении, а также об отсутствии бирки или клейма стропальщик должен немедленно сообщить мастеру или прорабу;
- правильно обвязывать и подвешивать груз на крюк;
- правильно укладывать строительные конструкции, оборудование, материалы и детали;
- знать способы подъема и опускания грузов ручными и механизированными грузоподъемными приспособлениями на месте монтажа;
- знать строповочные узлы и способы крепления стальных канатов болтовыми сжимами;
- бережно относиться к перемещаемым грузам, не допускать их повреждений;
- знать требования, предъявляемые к такелажному оборудованию, цепям, канатам, таре, правилам их эксплуатации, периодичность проверки и испытания, правила хранения и браковки;
- знать и уметь пользоваться сигнализацией, применяемой при перемещении грузов кранами (приложение 1);
- знать нормы заполнения тары;
- знать и строго выполнять совмещенный график работы по захваткам и не допускать работы крана в той захватке, где работают люди;
- знать порядок и габариты складирования грузов.
Требования перед началом и во время работы
4. Перед началом работы стропальщик должен:
- подобрать грузозахватные приспособления, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза; стропы нужно выбрать с учетом числа ветвей такой длины, чтобы угол между ветвями не превышал 90°;
- проверить исправность грузозахватных приспособлений, тары и наличие на ней надписи о ее назначении, собственной массе груза, для транспортировки которого она предназначена;
- проверить освещение рабочего места; при недостаточном освещении стропальщик, не приступая к работе, обязан доложить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.
5. При обвязке и зацепке груза стропальщик должен руководствоваться следующими указаниями:
- обвязку и зацепку груза производить в соответствии со схемами строповки груза;
- при обвязке груза канаты и цепи должны накладываться на основной массив (раму, каркас, корпус, станину) без узлов, перекруток и петель; под ребра груза следует подкладывать специальные подкладки, предохраняющие стропы от повреждения;
- обвязывать груз надлежит таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение отдельных его частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении; строповку длинномерных грузов следует производить не менее, чем в двух местах;
- зацепку железобетонных и бетонных изделий, а также других грузов, снабженных петлями, рамами, цапфами, следует производить за все предусмотренные для подъема в соответствующем положении петли, рамы, цапфы;
- при подвешивании груза на двурогие крюки стропы надо распределять таким образом, чтобы нагрузка распределялась на оба рога равномерно;
- следить за тем, чтобы груз, предназначенный к подъему, не был защемлен, завален или приморожен к земле.
6. При производстве погрузочно-разгрузочных работ стропальщику запрещается:
- во время перемещения груза на ходу поправлять строповку;
- находиться под грузом и при перемещении груза на расстоянии от него менее 3 м;
- находиться в машине при загрузке или разгрузке машины;
- допускать посторонних лиц в зону работы крана;
- подавать команды на подъем и опускание груза, не убедившись в том, что в зоне перемещения не находятся люди;
- направлять груз в места, где имеются посторонние предметы, мешающие укладке груза;
- устанавливать груз без подкладок и прокладок;
- стропить груз не всеми имеющимися крюками;
- применять стропы, не соответствующие весу и характеру груза;
- работать без спецодежды, каски, рукавиц, сигнального жилета и красной нарукавной повязки для старшего стропальщика;
- забивать крюк стропа в монтажные петли железобетонных изделий или других грузов;
- поправлять ветви стропов в зеве крюка ударами молотка или других предметов;
- поправлять ударами молотка, лома стропы на поднимаемом грузе.
7. Стропальщик должен знать правила безопасной работы со стропами:
- стропы должны испытываться на нагрузку в 1,25 раза превышающую их номинальную грузоподъемность после изготовления, ремонта, а также после установки крана, но не реже одного раза в 12 месяцев. Каждое испытание должно фиксироваться в специальном журнале, находящемся у главного механика;
- прораб или мастер каждые 10 дней должен производить осмотр стропов. Результаты внешнего осмотра должны заноситься в журнал осмотра грузозахватных приспособлений и грузозахватного оборудования; выбракованными стропами работать запрещается;
- канаты бракуются по изломам, перегибам и по выступающим за габариты канатов прядям проволоки. При износе или коррозии, достигших 40% и более первоначального диаметра, канат должен быть выбракован;
- запрещается сращивать канаты и тросы узлами;
- петли канатов можно соединять при помощи сжимов; число сжимов определяется в зависимости от диаметра каната, но должно быть не менее трех; расстояние между сжимами должно быть не менее шести диаметров каната;
- после установки сжимов проводят пробное натяжение каната, снимают нагрузку и дополнительно подтягивают гайки, после чего проверяют, хорошо ли затянуты сжимы. Во время работы необходимо следить за состоянием сжимов и при необходимости подтягивать гайки;
- принудительное продевание стропов через отверстия или надевание их на крюки, а также применение для этой цели молотков и других инструментов запрещается;
- стропальщик должен следить за тем, чтобы в начале подъема груза его руки не оказались защемленными между грузом и стропом.
8. После окончания работы или во время перерыва груз не должен оставаться в подвешенном состоянии.
9. Перед каждой операцией по подъему и перемещению грузов стропальщик, находясь в стороне от груза, должен подать сигнал о перемещении груза крановщику. После подъема груза на 0,5 м стропальщик должен подать сигнал "Стоп" и осматривает при отсутствии стандартных петель для крюков или других инвентарных зацепов увязку груза, проверяет исправность крепления и центровки и, если все в порядке, разрешает крановщику перемещать груз в положенном направлении.
10. При снятии груза с фундаментных блоков стропальщик должен следить, чтобы подъем производился с наименьшей скоростью, без перекосов, заеданий и горизонтального перемещения груза до полного снятия его с болтов.
11. Перед горизонтальным перемещением груза стропальщик должен убедиться, что груз поднят на высоту не менее, чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.
12. Во время подъема и перемещения длинномерных и громоздких грузов стропальщик должен применять специальные оттяжки во избежание их самопроизвольного разворота.
13. Стропальщику запрещается устанавливать груз на временные перекрытия, трубы, кабели или другие места, не предназначенные для укладки груза.
14. Перед опусканием груза стропальщик обязан:
- предварительно осмотреть и подготовить место, на которое необходимо опустить груз, убедиться в невозможности его падения, сползания или опрокидывания;
- на подготовленное место укладки (установки) груза в случае необходимости предварительно уложить прочные прокладки для удобства извлечения строп из-под груза или зацепки груза при последующем перемещении;
- укладку груза производить равномерно, без нарушения установленных для складирования габаритов, без загромождения проходов, проездов;
- снимать стропы с груза или крюка лишь после того, как груз будет надежно установлен, а при необходимости и закреплен.
15. Расстояние от выступающих элементов поворотной части крана до укладываемых грузов должно быть не менее 1 м. При невозможности соблюдения этого условия стропальщик должен прекратить работу и доложить об этом руководителю работ.
16. Для определения возможности подъема того или иного груза чалочным приспособлением стропальщик должен проверить, не превышает ли нагрузка, приходящаяся на одну ветвь этого приспособления, указанную на бирке.
Выбор чалочного приспособления в зависимости от веса поднимаемого груза приведен в приложении 2.
17. Если во время подъема или перемещения груза стропальщик заметит неисправность крана, ненадежность зацепов, нарушения производства работы, он обязан немедленно подать сигнал о прекращении подъема (перемещения) груза и сообщить об этом машинисту и руководителю работ.
18. Во время работы стропальщик должен быть всегда внимателен, не отвлекаться от своей работы, точно выполнять инструкцию по охране труда и всегда помнить, что от этого зависит безопасность как его самого, так и других работающих.
Требования после окончания работ
19. По окончании работ стропальщик должен проследить за тем, чтобы перемещаемый груз не остался в подвешенном состоянии, разгруженный груз был надежно уложен.
20. Стропальщик должен внимательно осмотреть оборудование и приспособления, применяемые при погрузочно-разгрузочных работах, проверить их исправность, пригодность и надежность. О всех неисправностях, нарушении прочности канатов, захватов, цепей и т.п. стропальщик должен сообщить руководителю работ и машинисту крана.
21. Убрать ограждения и знаки безопасности, применяемые при производстве погрузочно-разгрузочных работ.
Проверить спецодежду, обувь и каску.
Согласовано:
Заместитель председателя ЦК
профсоюза работников
автомобильного транспорта
и дорожного хозяйства Н.Д.Силкин
14 января 1993 г.
Первый заместитель
генерального директора
Федерального дорожного
департамента Минтранса РФ О.В.Скворцов
Приложение 1
Знаковая сигнализация, применяемая при работе с кранами
Приложение 2
Таблица показателей для выбора чалочного приспособления при погрузочно-разгрузочных работах
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
| Вес груза, | Угол между ветвями |
| предназна- |—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| ченного к | 0° | 60° | 90° | 120° |
|подъему, кг |—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| | Число ветвей |
| |—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 |
| |—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| | Нагрузка, приходящаяся на одну ветвь чалочного приспособления |
|————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| 100 50 25 50 25 75 50 100 50 |
| 200 100 50 125 50 150 75 200 100 |
| 300 150 75 175 100 225 100 300 150 |
| 400 200 100 225 125 300 150 400 200 |
| 500 250 125 300 150 350 175 500 250 |
| 600 300 150 350 175 425 225 600 300 |
| 700 350 175 400 200 500 250 700 350 |
| 800 400 200 450 225 575 300 800 400 |
| 900 450 225 525 250 650 325 900 450 |
| 1000 500 250 575 300 700 350 1000 500 |
| 1250 625 325 725 350 900 450 1250 625 |
| 1500 750 350 875 450 1050 550 1500 750 |
| 1750 875 450 1000 500 1250 625 1750 875 |
| 2000 1000 500 1150 575 1425 700 2000 1000 |
| 2500 1250 625 1450 725 1775 900 2500 1250 |
| 3000 1500 750 1725 875 2125 1075 3000 1500 |
| 3500 1750 875 2025 1000 2500 1250 3500 1750 |
| 4000 2000 1000 2300 1150 2850 1425 4000 2000 |
| 4500 2250 1125 2600 1300 3200 1600 4500 2250 |
| 5000 2500 1250 2875 1450 3550 1775 5000 2500 |
| 6000 3000 1500 3450 1725 4250 2125 6000 3000 |
| 7000 3500 1750 4025 2000 4975 2500 7500 3750 |
| 8000 4000 2000 4600 2300 5675 2850 8000 4000 |
| 9000 4500 2250 5175 2600 6400 3200 9000 4500 |
| 10000 5000 2500 5750 2875 7100 3550 10000 5000 |
| 15000 7500 3750 8625 4325 10650 5325 15000 7500 |
| 20000 10000 5000 11500 5750 14200 7100 20000 10000 |
| 25000 12500 6250 14400 7200 17750 8875 25000 12500 |
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
С этим также читают:
- ГОСТ Р 12.4.200-99-ССБТ. Одежда специальная для защиты от тепла и огня. Метод испытаний при ограниченном распространении пламени
- Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2005 - 2007 годы от 4 ноября 2004 г.. IV. Рабочее время, время отдыха и охрана труда
- ГОСТ 12.2.007. 2-75 (1985)-ССБТ. Трансформаторы силовые и реакторы электрические. Требования безопасности
- Распоряжение Минтранса РФ от 13 января 2004 г. N НА-54-р "О Методических рекомендациях по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда членов экипажей воздушных судов гражданской авиации"