ГОСТ 12.1.020-79
(СТ СЭВ 5710-86)
Группа Т58
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
Шум.
Метод контроля на морских и речных судах
Occupational safety standards system.
Noise. Method of control for sea and river vessels
Дата введения 1980-07-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством Морского флота СССР
РАЗРАБОТЧИКИ:
В.И. Зинченко, канд. техн. наук; А.Г. Ельник, канд. техн. наук; В.М. Спиридонов, канд. техн. наук; Г.Д. Изак, канд. техн. наук; Д.И. Лазаренко, д-р мед. наук; М.А. Леонов; Е.И. Сергеев, канд. физ.-мат. наук (руководитель темы); О.В. Гладкова; О.К. Кубяк, канд. мед. наук; И.И. Вареников
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21.08.79 N 3163
3 Срок проверки - 1989 г. Периодичность проверки - 5 лет
4 Стандарт содержит все требования СТ СЭВ 5710-86.
5 В стандарт введен международный стандарт ИСО 2923-75.
6 ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
+------------------------------------------------------------------+
¦ Обозначение НТД, на который дана ¦ Номер пункта ¦
¦ ссылка ¦ ¦
+------------------------------------------------------------------+
ГОСТ 12.1.003-83 1.2
ГОСТ 12.1.050-86 1.3; 2.2.3
ГОСТ 17168-82 2.1.1
ГОСТ 17187-81 2.1.1
ГОСТ 23941-79 1.1
7 Постановлением Госстандарта СССР от 13.12.89 N 3705 снято ограничение срока действия
8 ПЕРЕИЗДАНИЕ (январь 1996 г.) с ИЗМЕНЕНИЯМИ N 1, 2, утвержденными в июле 1985 г., октябре 1987 г. (ИУС N 10-85, 1-88).
Настоящий стандарт устанавливает метод контроля уровней шума на рабочих местах, в зонах пребывания экипажа и пассажиров (далее местах нахождения людей) морских и речных судов всех типов и назначений.
Степень соответствия настоящего стандарта СТ СЭВ 5710-86 приведена в приложении 2.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1 Общие положения
1.1 Контроль уровней шума должен производиться в процессе приемосдаточных испытаний на единичных головных, серийных судах и судах, прошедших ремонт или переоборудование, которые могли привести к изменению уровней шума в местах нахождения людей.
Серийные суда при отсутствии существенных отличий, влияющих на шумовые характеристики, подвергаются контролю по требованию органов надзора.
Точность метода контроля согласно ГОСТ 23941-79 должна быть оценена средним квадратическим отклонением результата измерения.
1.2 Контроль выполняют с целью проверки соответствия уровней шума в местах нахождения людей требованиям ГОСТ 12.1.003-83 и действующим санитарным нормам.
Если по результатам испытаний на судне обнаружено превышение действующих норм, проводят специальные измерения в соответствии с требованиями стандарта ИСО 2923.
1.3 В качестве контролируемых шумовых характеристик устанавливают уровень звука L(А), дБ.А, и уровни звуковых давлений L, дБ, в октавных полосах со средними геометрическими частотами от 63 до 8000 Гц. Эквивалентный уровень звука L(Aэкв), дБ.А определяют при необходимости по ГОСТ 12.1.050-86.
На серийных судах допускается в качестве основной изменяемой величины принимать уровень звука L(А), дБ.А.
Допускается измерять уровни звукового давления в третьоктавных полосах со средними геометрическими частотами от 50 до 10000 Гц.
Для сравнения с допустимыми нормами уровни звукового давления в октавных полосах следует рассчитывать по измеренным уровням в третьоктавных полосах частот.
1.1-1.3 (Измененная редакция, Изм. N 2).
2 Методика измерений
2.1 Аппаратура
2.1.1 Для проведения акустических измерений следует применять шумомеры по ГОСТ 17187-81 и октавные фильтры по ГОСТ 17168-82.
Допускается применение другой измерительной и регистрирующей аппаратуры при соответствии электроакустической характеристики требованиям ГОСТ 17187-81.
Измерительная аппаратура должна соответствовать 1 или 2-му классу точности.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
2.1.2 Перед началом и после окончания измерений производят калибровку приборов эталонными калибраторами для внесения поправки в результаты измерений.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.2 Условия проведения измерений
2.2.1 В зависимости от назначения судна контроль шума должен производиться на основном спецификационном режиме:
режиме полного хода (ходовом режиме при спецификационной частоте вращения главных двигателей; для судов внутреннего плавания - не менее 95% от спецификационной частоты вращения);
производственном режиме.
2.2.2 Измерения на ходовом режиме следует производить при движении судна прямым курсом (максимальное отклонение руля +/-3 град.), при волнении не выше 3 баллов для судов водоизмещением до 5000 т и 4 баллов - для судов водоизмещением свыше 5000 т, при полной загрузке судна или в балласте.
2.2.3 На судах технического и промыслового флота измерения следует выполнять на ходовом в производственном режиме при спецификационных условиях. В производственных помещениях и на рабочих местах на открытых палубах измерения выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.050-86.
2.2.4 Измерения проводят в полностью оборудованных помещениях (разрешается отсутствие мягкой экипировки, что не должно учитываться при обработке результатов измерений), при закрытых дверях и иллюминаторах, включенных на полную расчетную производительность, системах вентиляции и кондиционирования воздуха. Количество людей в помещении, не считая выполняющих измерения операторов, должно быть не более штатного.
Во время проведения измерений следует исключить помехи непроизводственного характера (разговоры, музыка, стук и т.п.); уровень производственных помех учитывается в соответствии с требованиями стандарта ИСО 2923-75.
Поправки для учета уровня помех приведены в приложении 1.
2.2.5 В рулевых, штурманских и радиорубках при измерениях должно быть включено электрорадионавигационное оборудование.
Допускается проводить измерения с открытыми с подветренной стороны дверями и иллюминаторами, если это обычно принято.
На крыльях ходового мостика измерения проводят с подветренного борта.
2.2.1-2.2.5 (Измененная редакция, Изм. N 2).
2.2.6 На рабочих местах в трюмах и на открытой палубе при измерениях должна быть включена система вентиляции трюмов.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
2.3 Проведение измерений
2.3.1 В машинных отделениях шум измеряют на основных, рабочих местах, в зонах обслуживания двигателей, механизмов и устройств энергетической установки судна, а также в районах основных источников шума.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.3.2 В зонах обслуживания главных и вспомогательных двигателей точки измерений должны быть расположены с двух сторон двигателей в средней их части на расстоянии 1 м от излучающей поверхности двигателей на каждом ярусе, а также у воздухозаборного устройства двигателей. При наличии двух или более двигателей и расстоянии между ними меньше 2 м измерения производятся между двигателями.
2.3.3 В машинных отделениях площадью до 15 кв. м измерения выполняются не менее, чем в двух точках, расположенных в средней части между двигателем и бортами.
2.3.4 В изолированных постах управления, производственных и служебных помещениях измерения выполняют на рабочих местах и в центре этих помещений.
2.3.5 В жилых, общественных и медицинских помещениях площадью до 30 кв. м измерения выполняют в центре помещения, а при площади свыше 30 кв. м - в точках с интервалами не более 7 м.
Если предварительными измерениями в помещении обнаружены зоны, в которых уровень звука превосходит измеренный в указанных точках более чем на 10 дБ.А, особенно вблизи головы сидящего или лежащего человека, выполняют контроль в этих зонах и зоне с максимальным значением шумовых характеристик.
2.3.6 В зонах отдыха (на спортивных площадках и открытых палубах жилой надстройки) измерения проводят в средней части зоны и в наиболее шумной точке, которую находят предварительными измерениями уровня звука.
2.3.7 При проведении измерений микрофон следует располагать на высоте 1,5 м от настила и на расстоянии 1 м от ограждающих поверхностей (борты, переборки, цистерны и т.п.), предметов насыщения (механизмы, агрегаты и др. устройства) и на расстоянии 0,5 м от человека, проводящего измерения.
Если расстояние между ограничивающими поверхностями менее 2 м, точку измерения выбирают на половине этого расстояния.
При измерениях на открытых палубах в случае необходимости микрофон должен иметь противоветровую защиту, при этом в результаты измерений должны быть внесены коррективы в соответствии с частотной характеристикой примененного противоветрового устройства.
2.3.8 При измерении уровней шума у выхлопных и воздухозаборных устройств двигателей, систем вентиляции и кондиционирования воздуха микрофон устанавливают вне потока газа или воздуха на расстоянии 1,0 м от кромки отверстия под углом 30 град. к оси потока.
2.3.9 При измерениях шумомер должен быть включен в положение "медленно", при этом данные считывают до ближайшего целого числа; при колебаниях стрелки прибора отсчет следует производить по среднему ее положению.
2.3.3-2.3.9 (Измененная редакция, Изм. N 2).
3 Обработка и оформление результатов измерений
3.1 Результаты измерений шума сопоставляют с допустимыми его уровнями.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.1.1 (Исключен, Изм. N 2).
3.2 Результаты измерений должны быть оформлены протоколом испытаний, содержащим:
наименование и тип судна;
номер проекта и порядковый номер в серии;
наименование организации-проектанта и завода-строителя;
год постройки судна, порт приписки;
дату проведения испытаний;
наименование организации и фамилии операторов, производивших измерения;
данные о районе проведения испытаний, глубине, силе ветра, состоянии моря (реки, озера);
информацию о загрузке судна;
сведения о режиме работы судна, энергетической установки (нагрузка и частота вращения главных двигателей, частота вращения винта, работающие дизель-генераторы), технологического и рефрижераторного оборудования;
перечень измерительной аппаратуры (наименование, тип, дату госповерки);
оценку соответствия уровней шума действующим нормативам;
дополнительные данные (отступления от программы, наличие тональных или импульсных шумов и т.п.).
К протоколу прилагают таблицу с указанием мест, точек и результатов измерений.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.3 Протокол испытаний является составной частью приемного акта судна.
3.4 (Исключен, Изм. N 2).
Приложение 1
(справочное)
Поправки для учета уровня помех
(п.6.3 стандарта ИСО 2923-75)
+------------------------------------------------------------------+
¦ Разность между уровнем шума ¦ Поправки к результатам ¦
¦ и уровнем помех, дБ ¦ измерений, дБ ¦
+------------------------------------------------------------------+
10 и выше 0
6-9 - 1
4-5 - 2
3 - 3
Приложение 2
(справочное)
Соответствие требований ГОСТ 12.1.020-79
требованиям СТ СЭВ 5710-86
+------------------------------------------------------------------+
¦ ГОСТ 12.1.020-79 ¦ СТ СЭВ 5710-86 ¦
+------------------------------------------+-----------------------¦
¦ Пункт ¦ Содержание требований ¦ Пункт ¦ Содержание ¦
¦ ¦ ¦ ¦ требований ¦
+------------------------------------------------------------------+
1.1 Точность метода контроля согласно - -
ГОСТ 23941-79 должна быть оценена
средним квадратическим отклонением
результата измерения
(Введено дополнительно, Изм. N 2).
С этим также читают:
- Типовая инструкция N 1 по охране труда водителя на перевозке людей грузовым автотранспортом (утв. Федеральным дорожным департаментом Минтранса РФ 11 марта 1993 г.)
- Приказ Минсельхоза РФ от 10 февраля 2003 г. N 53 "Об утверждении Правил по охране труда в птицеводстве и птицепереработке". Правила по охране труда в птицеводстве и птицепереработке (утв. приказом Минсельхоза РФ от 10 февраля 2003 г. N 53)
- ГОСТ 12.4.009-83 (1996)-ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание
- ГОСТ 12.4.100-80 (1996)-ССБТ. Комбинезоны мужские для защиты от нетоксичной пыли, механических воздействий и общих производственных загрязнений. Технические условия