По словам Александра Сафонова, замминистра Минздравсоцразвития России, сегодня в сфере охраны труда наша страна является наследником советской экономики, исходившей из нескольких парадигм. Во-первых, производственный травматизм – неотвратимая плата за индустриализацию. Во-вторых, с помощью административных мер государство должно поднимать уровень производственной дисциплины. В-третьих, государству необходимо компенсировать неизбежный вред за счет повышения оплаты труда, сокращения режима рабочего дня, предоставления дополнительных отпусков, применения института досрочных пенсий.
По данным, предоставленным Сафроновым, из-за травматизма на производстве, сокращения продолжительности рабочего дня и предоставления дополнительных отпусков было потеряно 92,5 млн человеко-дней фактически отработанного времени. общая потеря от недопроизводства услуг и продукции оценивается примерно в 928 млрд рублей, что составляет 2,1% от ВВП.
По информации Росстата, на компенсации за работу в опасных и вредных условиях труда в 2010 году было выделено 102,6 млрд рублей только на производства основных видов экономической деятельности.
Общую картину дополняют сведения из Пенсионного фонда: ежегодно на досрочные пенсии за работы во вредных условиях выделяется примерно 300 млрд рублей.
Как отметил Сафронов, наша экономика обладает колоссальными резервами для обеспечения народосбережения и повышения своей эффективности. В первую очередь необходимо от компенсационной модели перейти к управлению профессиональными рисками. Проще определить риск возникновения проблем и купировать их, чем оплачивать последствия.
Для этой цели следует создать выполнять полноценный мониторинг качества производственной среды. Мониторинг не должен зависеть от работников и работодателей, но обязан осуществляться при их контроле.
По мнению Сафонова, требуется создание единой государственной информационной сети для сбора информации о текущем состоянии производственной сети. Такие данные позволят проводить актуарный расчет страховых платежей, а также отказаться постепенно от досрочных пенсий на тех рабочих местах, где утраты трудоспособности и профзаболеваний крайне незначительны или полностью отсутствуют.
Назад к последним новостям